Соціум

Датировка освобождения Украины: историческая хронология или политическая технология?

Аспекты.net. Мы уже свыклись с тем, что в нашей стране ежегодно 28 октября отмечается День освобождения Украины от фашистских захватчиков, и традиционные салюты, возложения цветов и торжественные митинги воспринимаются нами весьма обыденно.

Между тем, мы не замечаем, что наблюдаем не столь обыденное явление – однажды осуществленное перекраивание исторической хронологии под сиюминутные узкополитические интересы пошло по инерции, став традицией…

Устанавливая государственный праздник – День освобождения Украины от фашистских захватчиков – своим Указом № 836/2009 от 20 октября 2009 г., Президент Украины Виктор Ющенко определил его датой 28 октября. Надо полагать, советники-помощники рассказали ему хрестоматийную легенду о том, что именно в этот день занятием одного или  нескольких закарпатских сел (которые даже не назывались) завершилось освобождение украинских земель от нацистской оккупации.

На самом деле, к 28 октября 1944 г. советское наступление в Карпатах было остановлено немецко-венгерскими войсками, и этот день в советской военной историографии официально считается днем завершения Восточно-Карпатской наступательной операции. Тем не менее, ожесточенные бои за территорию, которой впоследствии предстояло стать частью независимой Украины, продолжались. К примеру, 28 октября 1944 г. советские войска вышли к предместьям города Чоп, осада которого длилась до 23 ноября. Самая западная точка современной украинской территории – село Соломоново Ужгородского района Закарпатской области (тогда оно называлось Тисашаламон – Tiszasalamon) – также было освобождено только 23 ноября 1944 г. Эти даты секрета не составляют ни для украинских, ни для венгерских или германских историков.

Бои в Восточных Карпатах шли упорные – города и села переходили из рук в руки по нескольку раз. Вот что сообщало Совинформбюро 29 октября 1944 г.: «На территории Чехословакии, южнее города Ужгород, наши войска в результате упорных боев овладели городом и крупным железнодорожным узлом Чоп». Далее в сводке приводились подробности: «Противник усилил свои потрепанные соединения свежими силами, бросив на этот участок 8-ю легкопехотную дивизию, танковые и другие специальные части. Город Чоп является важным железнодорожным узлом Чехословакии. Отсюда расходятся магистрали в Трансильванию, Советский Союз, Венгрию и центральные районы Чехословакии. Пленные показывают, что немецкие и венгерские войска получили приказ: во что бы то ни стало удержать город Чоп в своих руках. Наши войска стремительным ударом вклинились в оборону противника и завязали бои на улицах города. …К вечеру город и железнодорожный узел Чоп был полностью освобожден от немецких захватчиков. На улицах города остались сотни вражеских трупов. Захвачено 35 орудий, 53 миномета, 87 пулеметов, склады с боеприпасами и различным военным имуществом…».

Более подробно описан ход событий в энциклопедическом издании «История городов и сел Украины. Закарпатская область»: «…28 октября 1944 г. советские войска подошли к Чопу. Вследствие ожесточенного боя, который продолжался целый день, 28 октября войска 17-го гвардейского стрелкового корпуса, 237-й, 8-й и 138-й стрелковых дивизий освободили Чоп, но скоро фашистские войска перешли в контрнаступление. Отдельные районы Чопа несколько раз переходили из рук в руки. Окончательно Чоп был освобожден лишь 23 ноября 1944 года». Вот что впоследствии вспоминал об этих событиях в своих мемуарах «Путь солдата» генерал-полковник Антон Гастилович, бывший командиром 17-м гвардейского стрелкового корпуса во время первого освобождения Чопа и командующим 18-й армией при вторичном освобождении города: «…Из Мукачево и Берегово корпус продолжал преследование противника и вечером 28 октября после упорных боев овладел крупным железнодорожным узлом Чоп. Здесь меня ждала первая военная неудача. Чоп по-украински — затычка в бочке, пробка — и, действительно, он явился пробкой, которая закупорила дальнейшее наступление. Началось с того, что ночью, едва Совинформбюро успело сообщить о взятии Чопа, противник контратаковал наши войска и отбросил их на 1—1,5 км. Взять Чоп ни в эту ночь, ни в последующие дни не удавалось. Да и неудивительно. Как потом оказалось, все армии нашего фронта были остановлены на заблаговременно подготовленном и занятом резервами противника рубеже Станчин, Собранцы, Чоп — и задержались на нем довольно долго, готовясь к прорыву».

Эти факты освобождения и оставления Чопа подтверждают и другие участники боев за Карпаты, в частности, Маршал Советского Союза Андрей Гречко в своей книге «Через Карпаты», изданной в 1972 г. Но почему-то Совинформбюро сообщило об освобождении Чопа только в оперативной сводке за 29 октября 1944 г. и более к этой теме не возвращалось почти месяц, умалчивая о фактах отступления Красной Армии. Так, только в официальной оперативной сводке Советского информбюро за 23 ноября 1944 г. сказано: «…город и железнодорожный узел Чоп, переходивший из рук в руки, вновь занят нашими войсками. В ходе боев севернее и северо-западнее Чопа наши войска взяли в плен 3000 немецких и венгерских солдат и офицеров».

Далее указано: «…В Чехословакии, севернее и северо-западнее города Чоп, наши войска вели наступательные бои. Немцы пытались остановить продвижение советских частей в глубине своего оборонительного пояса. Они заранее создали на этом участке сильно укрепленные узлы сопротивления. …Советские бойцы со всех сторон атаковали немцев и после упорного боя принудили их сложить оружие и сдаться в плен. Развивая успех, наши войска продвинулись вперед…»

В оперативных сообщениях Совинформбюро за 24—25 ноября 1944 г. еще упоминалось о боях северо-западнее и западнее города Чоп. Поэтому окончательное освобождение Закарпатья, видимо, можно датировать не ранее 25—26 ноября 1944 г., во время осуществления Будапештской наступательной операции.

Фундаментальная энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945», изданная в 1985 г., содержит неполную, а иногда и противоречивую инфрмацию. Во всяком случае, полной ясности в наш вопрос это исследование никак не вносит. Судите сами…

В тексте статьи «Восточно-Карпатская операция 1944» сообщается, что Чоп был освобожден 29 октября, а на прилагаемой карте линия фронта по состоянию к исходу 28 октября показана проходящей восточнее Чопа (т.е. к тому моменту город освобожден еще не был). Статья «Карпатско-Ужгородская операция 1944» повторяет как текстовое сообщение об освобождении Чопа 29 октября, так и картографическое подтверждение того, что 28 октября этот населенный пункт еще был оккупирован. То, что к исходу 28 октября Чоп не был еще занят советскими войсками, демонстрируют и карты, сопровождающие статьи «Будапештская операция 1944-1945» и «Дебреценская операция 1944». А вот статья «Украина – освободителям» содержит замысловатый пассаж: «…войска 4-го Украинского фронта, овладев 27 октября 1944 г. Ужгородом, вышли к государственной границе СССР и завершили освобождение территории Украины». О немецко-венгерском контрударе туманно упоминается в статье «Ужгород»: «…войска 4-го Украинского фронта… 29-30 октября отразили в районе Ужгорода контрнаступление противника».

Почему же тогда в современной Украине официально установленной праздничной датой является 28 октября? Не имея на руках неопровержимых документальных подтверждений, можно лишь строить версии…

Собственно говоря, изначально датой завершения освобождения Украины вообще считалось 8 октября – 8 октября 1944 г. советские войска освободили от оккупантов последний из населенных пунктов УССР (в границах осени 1939 г.) – село Лавочнэ Сколевского района Дрогобычской (ныне Львовской) области. Доклад пошел по инстанции, и дата стала хрестоматийной. В частности, Указ Президента Украины №  92/93 «О всенародном праздновании 50-летия освобождения Украины от фашистских захватчиков», подписанный Леонидом Кравчуком 22 марта 1993 г., предусматривал празднование именно 8 октября. О том, что после 8 октября 1944 г. еще шли бои в Закарпатье, которому еще только предстояло стать частью СССР в июне 1945 г., Леонид Макарович, по-видимому, чисто по-человечески призабыл.

Пересмотр даты, на мой субъективный взгляд, был обусловлен чистой политикой – 31 октября 1999 г. должен был состояться первый тур очередных выборов Президента Украины, где действующему главе государства (теперь уже Леониду Кучме) составляли серьезную конкуренцию кандидаты, декларировавшие левые взгляды. Для перетягивания на свою сторону ветеранского сегмента электората кому-то пришло в голову организовать массовое награждение участников войны (то бишь освобождения Украины). Это отнюдь не было украинским политтехнологическим «ноу-хау» – тремя годами ранее, в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 72-РП от 19 февраля 1996 г.,  предусматривалоаспоряжением Президента Российской Федерации № 72-РП от 19 февраля 1996 г. предусматривалась варь — и сь массовое награждение ветеранов медалью Жукова. Итак, уже весной начали награждать «…в ознаменование 100-летия со дня рождения Г.К.Жукова», родившегося, собственно говоря, 1 декабря (19 ноября по старому стилю) 1896 г. «Авансовый» характер раздачи легко объясним: первый тур выборов Президента РФ был намечен на 16 июня 1996 г., а второй – на 3 июля. Опять-таки, надо помнить, что основным конкурентом правящего главы России Б.Н.Ельцина был коммунист Г.А.Зюганов…

Возможно, кого-то в Киеве обеспокоило, что дата 8 октября была несколько отдалена от дня волеизъявления (мол, за три недели у стариков позитивные эмоции в отношении наградившего их могли и сгладиться), и еще 30 апреля 1999 г. Указом № 463/99 «О праздновании 55-й годовщины освобождения Украины от фашистских захватчиков» была установлена новая дата – 28 октября. Понятно, что Чоп и Соломоново с 23 ноября никак не вписывались в электоральный график (31 октября – первый тур, 14 ноября – второй тур). «Зачем же медали после выборов раздавать?» — наверное, прикинули в Администрации Президента. – «Проще дату освобождения «подогнать» под нужное число!»

В контексте того, что 50-летие освобождения Украины, отмечавшееся в 1994 г., сопровождалось массовой раздачей нагрудного знака, отображать в названии медали менее «круглое» 55-летие было бы некорректно. Поэтому название выбрали универсальное – «Защитнику Отчизны».

К счастью, следующие выборы Президента Украины также пришлись на 31 октября – 14 ноября (естественно, уже 2004 г.), и под массовую раздачу медалей «60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков» дату эту самого освобождения опять переназначать не пришлось. Но, наверное, от греха подальше, точную дату завершения освобождения украинских земель на награде обозначать не стали.

Как известно, сроки выборов главы государства у нас несколько сместились по календарю – кажется, к январю, так что вполне возможно, изменения в исторической хронологии еще произойдут…

«Электорально-политтехнологический» подтекст датировки освобождения Украины и массового выпуска медалей в 1999 г. и 2004 г. прослеживается и… отсутствием каких-либо государственных юбилейных знаков отличия в 2009 г. Сместились выборы Президента на начало 2010 г. (17 января – первый тур, 7 февраля – второй тур), и отпала необходимость чеканить медаль к 65-летию освобождения Украины. Как ни странно, даже юбилейной монеты Национальный Банк Украины не эмитировал (хотя в 1999 и 2004 гг. монеты чеканились). Собственно говоря, тогдашнему главе государства Виктору Ющенко даже раздачи медалей уже никак помочь не могли. Но от «политтехнологической фалеристики» вернемся к реальной истории…

великая отечественная войнаПо состоянию на сегодня, положено считать, что Чоп был освобожден 28 октября 1944 г., однако вряд ли подобную произвольную датировку исторических событий можно считать приемлемой. В соответствии с канонами военной науки, датой освобождения того или иного населенного пункта является день полного и окончательного оставления его неприятелем, а не момент приближения своих войск к его предместьям. За примерами далеко ходить не надо: советские и польские войска заняли восточную часть Варшавы (Прагу) еще 14 сентября 1944 г., но днем освобождения польской столицы считается 17 января 1945 г. Именно эта дата и обозначена на советской медали «За освобождение Варшавы». Почему же с украинским городом Чоп должны применяться иные подходы?

Село же Соломоново просто «выпало» из официальной хронологии освобождения украинских земель…

Кто-то скажет: «А какое это имеет значение – днем раньше или месяцем позже?» Но ведь настоящая история — это не собрание анекдотов и мифов, а точное изложение дат и событий. Осенние бои в Закарпатье были упорными и кровопролитными, и умалчивать о тех сражениях и утратах мы не имеем права, ибо это будет забвением памяти о павших защитниках Отечества.

Все вышеописанные «инновации» современной военно-исторической хронологии, разумеется, никоим образом не умаляют масштаба подвига, совершенного советскими воинами-освободителями. Но вызывает беспокойство предчувствие того, что если кому-то когда-то ради сиюминутной политической выгоды захотелось пересмотреть дату завершения освобождения украинских земель от нацистских оккупантов, то рано или поздно такие же безответственные политики захотят «переназначить» и самих победителей Второй Мировой.

В любом случае, непозволительно кромсать историю нашего народа   ножницами заангажированных политтехнологов.

Лично для меня это скромное исследование является данью светлой памяти деда – Рубена Оганесовича Егияна (1922-2001), в октябре 1944-го – капитана, начальника штаба 477-го горно-вьючного минометного полка, с ноября 1944-го – начальника штаба 2-го гвардейского Ужгородского воздушно-десантного артиллерийского полка 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 95-го стрелкового корпуса 18-й армии 4-го Украинского фронта.

Максим Царенко

Источник: Aspekty.net