Економіка

Грузия готова помочь Армении избавиться от энергозависимости от России

угольАспекты.net. Наличие в недрах каменного угля со временем может стать гарантией энергетической безопасности Армении.

Тбилиси готов помочь Еревану избавиться от энергетической зависимости от Москвы. Столь привлекательную перспективу предложил на днях представитель грузинской компании “Georgian Industry Group” Заза Гордезиани. По его версии, Армения сможет получать в два раза более дешевую электроэнергию, если откажется от российского газа и перейдет на потребление грузинского каменного угля. Не вдаваясь в детали и не перепроверяя факты, многие армянские СМИ перепечатали информацию. Насколько привлекателен грузинский уголь в действительности и есть ли на самом деле альтернатива российскому газу?

Если верить господину Гордезиани, даже при нынешних не вполне эффективных технологиях добычи оператор Ткибульского месторождения способен продавать Армении уголь по цене, которая вполне конкурентна по сравнению с российским газом. Ну а после того как горняки перейдут на новую технологию, себестоимость добываемого угля снизится в четыре раза. Это, по словам грузинского эксперта, будет означать, что Армения, покупая ткибульский уголь и перерабатывая его на теплоэлектростанциях, сможет получать в несколько раз более дешевую электроэнергию, чем имеет сейчас. Будь все именно так, как предсказывает Заза Гордезиани, не было бы никакого смысла продолжать переговоры с Москвой относительно новых тарифов на газ. Но, похоже, не все так гладко и идеально. Ткибульское месторождение каменного угля, находящееся в 25-и километрах от Кутаиси, действительно самое крупное в регионе. Разрабатывается оно аж с 1897 года. Но и по сей день подтвержденных запасов твердого топлива тут не меньше 300 миллионов тонн.

Сейчас стоимость качественного угля, разрабатываемого на ткибульских шахтах, достигает 115 долларов за тонну. К этому следует прибавить достаточно высокие транспортные расходы и пошлины. Но самое главное — использование каменного угля для производства электроэнергии потребует серьезных инвестиций. Ведь на теплоэлектростанциях придется менять конструкцию топливных котлов. Сжигать вместо газа уголь муторно. Возникает немало лишних проблем. Но ради понижения себестоимости электроэнергии эти недостатки можно было бы потерпеть. Сложнее было бы терпеть отсутствие гарантий бесперебойности поставок. Известно, что ткибульские шахты весьма проблемные. Оператор месторождения компания “Georgian Industry Group” в прошлом году планировала закрыть шахты из-за их нерентабельности. И лишь преференции со стороны государства позволяют пока поддерживать конкурентоспособность. Ткибульские горняки часто бастуют, протестуя против низких зарплат и плохих условий работы. В таких вот условиях связывать себя обязательствами со столь нестабильным партнером было бы непростительной поспешностью.

Кстати, заметим, что грузины, предлагающие армянским энергетикам отказаться от газа и перейти на потребление ткибульского угля, сами этого почему-то не делают. Хотя себестоимость топлива куда ниже, чем цена, в которую уголь будет обходиться нам. Имея в виду целый ряд недостатков твердого топлива по сравнению с газом, грузинские теплоэлектростанции не спешат приступать к техническому перепрофилированию. Строящаяся близ города Гардабани новая ТЭС, изначально предусмотренная для потребления угля, может стать в этом деле пионером. Но пока основными потребителями каменного угля в Грузии являются не энергетики, а цементные заводы.

Заза Гордезиани абсолютно прав в одном: повышение “Газпромом” тарифов действительно делает актуальным вопрос об использовании иных видов топлива. Если не теплоэлектростанции, то цементные заводы Армении давно уже интересуются возможностью использования каменного угля. Тем более что в переработанной угольной золе содержится немало минералов, необходимых в производстве цемента. Перспектива безотходной технологии привлекает и владельцев Разданского цементного завода, и их араратских конкурентов. Но речь идет вовсе не о покупке продукции грузинских горняков. Зачем нам покупать уголь у Грузии, если у нас есть свой собственный, пусть даже не такой качественный? На территории Армении имеются четыре месторождения угля. Крупнейшее в Иджеване. Подтвержденные объемы залежей 10 миллионов тонн, перспективные — 80 миллионов. Есть уголь и в Джаджуре. Промышленная разработка разведанных месторождений каменного угля связана с несколькими вопросами. Первый — соответствие топлива необходимым нормам качества, второй — себестоимость его добычи, третье — безопасность шахт, четвертое — угроза экологии. С учетом всех этих вопросов наиболее привлекательные перспективы открывает Магавузское месторождение Мартакертского района НКР.

Геологоразведочные работы в Магавузе проводились еще в советские годы. Исследования возобновились в 2011 году и дали положительный результат. Разведка все еще продолжается. Геологи рассчитывают найти подтверждение наличия в недрах Магавуза как минимум четырех миллионов тонн угля среднего качества. Строительство по соседству с шахтами обогатительного комбината сделает топливо более насыщенным. Потребителю будет отгружаться уголь очищенный и обогащенный. Уже сейчас карабахские горняки экспортируют в Армению около тысячи тонн угля в день. Очень скоро объемы достигнут 800 тысяч тонн в год. Снижению себестоимости транспортировки поможет строящаяся автотрасса Карвачар — Сотк, которая станет кратчайшей магистралью, связывающей Карабах с Арменией. Эксплуатация Магавузского месторождения не создает экологических угроз. Благодаря шахте были созданы новые рабочие места и появился еще один стабильный источник пополнения государственного бюджета НКР.

Наличие в недрах Иджевана, Джаджура и Магавуза немалых запасов каменного угля в какой-то мере застраховывает нас от энергетического кризиса. Так что в безвыходной ситуации армянские энергетики в ближайшее время не окажутся. Каким бы ни был исход переговоров с “Газпромом”, на самый худший случай выход у нас все же есть. И надежды наши в этой ситуации будут связаны вовсе не с грузинскими горняками. Артем Ерканян, «Новое Время»