Аналітика

Иран воевал в Карабахе?

Иран воевал в КарабахеАспекты.net. На прошлой неделе видный иранский государственный деятель, секретарь Совета по определению политической целесообразности Мохсен Резаи выступил с неожиданным заявлением, вызвавшим сенсацию. Резаи сказал, что в начале 90-х годов, будучи главнокомандующим Корпуса стражей исламской революции, лично отдал приказ об оказании военной помощи Азербайджану в вооруженном конфликте с Арменией.

Если это так, то действия отставного генерала прямо противоречат официальной позиции бывших и нынешних властей ИРИ, декларировавших нейтралитет. МИД Ирана не опроверг слова Резаи, а посол ИРИ в Баку Пак Айин их косвенно подтвердил. Это порождает вопросы, ответа на которые Тегеран, скорей всего, постарается избежать.

В интервью телеканалу «Sahar” Мохсен Резаи заявил буквально следующее: «Я лично отдал приказ о поставках Азербайджану необходимых боеприпасов и организации подготовки азербайджанских военных. Много иранцев погибло в карабахской войне. Помимо раненых, которые были доставлены в Иран, много иранских мучеников карабахской войны похоронены в Баку. Иран поддерживал Азербайджан в трудную минуту”. К этому бывший главнокомандующий добавил: «Карабах – это часть исламских земель, и территориальная целостность Азербайджана должна быть гарантирована”. И это при том, что всего несколько недель назад президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что карабахский конфликт должен быть урегулирован «посредством мирных переговоров на основе норм международного права”. Точно такой же позиции придерживались и предшественники Ахмадинежада – Мохаммад Хатами и Али Акбар Хашеми Рафсанджани.

Поводом для неожиданного выступления Мохсена Резаи стала публикация иранским сетевым изданием «Irdiplomacy” сведений о том, что Иран якобы «оказывал помощь армянским боевикам в Карабахе, что стало причиной разногласий между Баку и Тегераном”. Источник информации некий тегеранский дипломат, имя которого в публикации не упоминается. Скорей всего, это была чья-то осознанная провокация. Утка была запущена специально для того, чтобы вынудить правителей того времени дать опровержение и спровоцировать дискуссию относительно роли Ирана в армяно-азербайджанском конфликте. Мохсен Резаи не ограничился опровержением сведений о поддержке Ираном Армении. Он по сути подтвердил непосредственную вовлеченность Ирана в конфликт на стороне нашего противника. Почему с таким заявлением поспешил выступить именно Резаи? Ведь по роду своей нынешней деятельности он вовсе не обязан комментировать подобные вопросы. Ответ на поверхности. Дело в том, что секретарь Совета по определению политической целесообразности не так давно подтвердил свое выдвижение в качестве кандидата в президенты. (Выборы состоятся 14 июня.) Будучи этническим луром (национальное меньшинство, населяющее западные провинции Ирана), он изначально сделал ставку на голоса неперсидского населения страны, прежде всего азербайджанцев, курдов, луров и белуджей. Если иметь в виду, что тюркоязычные жители провинций Западный Азербайджан и Восточный Азербайджан составляют порядка 35 процентов населения Ирана, можно представить, насколько соблазнительной выглядит перспектива привлечения их голосов. Этнический азербайджанец Мир-Хосейн Мусави, опиравшийся прежде всего на соотечественников, на этот раз баллотироваться не будет. Мохсен Резаи первым заявил о претензиях на часть его электората. Кстати, в Баку поспешили назвать выступление генерала Резаи конъюнктурным. «Делая такие заявления, он просто пытается заработать голоса азербайджанской части населения Ирана”, – заявил бакинский военный эксперт, отставной полковник Узеир Джафаров. Это оценку в полной мере разделает британский иранист Алекс Ватанка.
Антиармянскую риторику Мохсен Резаи эксплуатировал и на прошлых президентских выборах, в ходе которых занял третье место. (Тогда он набрал 1,73% голоса.) В начале июня 2009 года выступая на предвыборном митинге в азербайджанонаселенном Тебризе генерал-майор Резаи заявил: «Если бы Иран вел правильную внешнюю политику, Нагорный Карабах не был бы оккупирован армянами”. Эти слова тогда вызвали возмущение издающейся в Тегеране армянской газеты «Алик”, которая обратилась за комментариями в избирательный штаб кандидата. Дабы не настраивать против себя иранских армян, родная сестра кандидата, отвечавшая в команде за связи с общественностью, попыталась сгладить неосторожное высказывание, сославшись на «неверное толкование вырванных из контекста слов”. Что ж, едва ли этот прием сработает на этот раз. Генерал высказался предельно ясно и недвусмысленно.
Тем не менее убежденным азербайджанофилом Мохсена Резаи не назовешь. Все, что ему нужно, – это создать лишние механизмы воздействия на Баку с целью распространения политического влияния. В ноябре 2006-го он заявил: «Азербайджан принадлежал Ирану. В Баку должны вести политику таким образом, чтобы Тегеран не потребовал возвращения Азербайджана в состав Ирана”.
Упомянутый выше лондонский эксперт по региону Алекс Ватанка уверен, что, заявляя об оказании военной помощи Азербайджану, Резаи стремится выбить почву из-под ног Гейдара Алиева. «Если Тегеран хочет действовать через голову Алиева, лучше всего разыграть исламскую карту, чтобы сформировать в Азербайджане проиранское общественное мнение. Я рассматриваю это как часть холодно-горячего подхода Тегерана к правительству Алиева”, – говорит Ватанка, слова которого цитирует «Eurasia.Net”.

Для того, чтобы представить, с кем имеем дело, пролистаем пару страниц биографии Мохсена Резаи. Известно, что в мае 2007 года Интерпол внес его имя в список особо опасных преступников. Международный розыск был инициирован прокуратурой Аргентины в связи с терактом в Буэнос-Айресе, унесшем жизни 85 человек. Сын генерала Ахмад Резаи, получивший накануне политическое убежище в США, дал показание о том, что чудовищное преступление было осуществлено по заданию его отца. Своего родителя диссидент обвинил в расстреле инакомыслящих представителей иранской интеллигенции. 14 ноября 2011 года в дубайской гостинице «Глория” был обнаружен труп Ахмада Резаи. Мировая пресса писала о том, что он был убит по заданию отца… Давать оценки кандидатам в президенты иностранных держав – дело неблагодарное. Народ Ирана сам решит, хочет ли иметь такого президента, как Мохсен Резаи. Но, полагаю, у нас есть право помочь правильно определиться с выбором нашим соотечественникам, проживающим в Иране. Смею предположить, что от иранских армян Мохсен Резаи не получит ни единого голоса. Артем Ерканян, «Новое Время»