Світ

Константин Затулин: Назарбаев не зовет турок в ТС, а торгуется за трубу с помощью Армянского вопроса

erdogan nazarbayevАспекты.net. На минувшей неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал ряд заявлений, переполошивших наблюдателей, следящих за формированием Таможенного союза. Для начала он неожиданно поделился инсайдом о том, что Эрдоган и Асад шепнули, что совсем не против вступления в Таможенный союз.”Говорят, Сирия хочет вступить (в ТС), премьер-министр Турции Эрдоган обратился ко мне, нельзя ли Турцию принять в Таможенный союз”, — сказал Назарбаев на заседании Евразийского экономического совета в Минске.

Принятие турок было аргументировано тем, что таким образом снимется вопрос о том, создают ли Путин и Назарбаев СССР… При этом Назарбаев походя отметил, что Армения не может вступить в Таможенный союз с кондачка и необходимо составить для нее дорожную карту, будто намекая армянам, что у них еще есть время подумать, хотят ли они оказаться в одном союзе с историческими оппонентами. А затем заявил, что недоволен экономической политикой ТС, пишет российское информагентство Накануне.RU, публикуя комментарий руководителя Института стран СНГ Константина Затулина.

-Чего вдруг Назарбаев заговорил о Турции и Сирии в составе Таможенного союза? Не является большим секретом, что Казахстан на самом деле сотрудничает с Азербайджаном в нефтяных и газовых вопросах. При этом Назарбаев с определенной долей скептицизма воспринял желание Армении вступить в Таможенный союз. Для Азербайджана, несомненно, это стало плохой новостью в духе той конфронтации, которая сегодня по факту существует между Азербайджаном и Арменией. Однако в конечном счете победу одержал Владимир Путин. Ибо публично и Назарбаев, и Лукашенко, у которого тоже есть отдельные отношения с Азербайджаном, хотя бы долги, которые сделаны Белоруссией у Азербайджана, вынуждены были приветствовать вступление Армении в Таможенный союз. Но заметьте, что Лукашенко, приветствуя вступление Армении, больше говорил на тему того, что Армения должна провести большую работу по унификации законодательства и что эта работа не может быть завершена ни за год, ни за два. Таким образом, в словах приветствия Лукашенко намекал, что процесс-то не быстрый, как бы затягивая его своими словами. Назарбаев в свою очередь, просто в силу того, что он отец идей евразийской интеграции, сопроводил свое приветствие предложениями о вступлении в ТС Турции и Сирии, которые ни разу публично свое желание не высказывали. Тут мы можем доверять только уху Назарбаева, в которое шептали слова Эрдоган и Асад.

Между тем Армения сделала свое заявление публично. И, без сомнения, она должна быть вознаграждена Россией за этот решительный шаг. Тем более, что выбор этот был весьма непростой. Армения выбирала между ЕС и ТС, и заявление армянского руководства вызвало бурные дискуссии в Армении и недовольство евробюрократов. Таким образом, армяне достаточно много заплатили за этот разворот. Турция тем временем не имеет никаких поводов для вступления в ТС, кроме того, что уже начала уставать от стояния в очереди на вступление в ЕС. Если помните, президент Назарбаев в сентябре прошлого года выступил в Анкаре на собрании тюркских государств с весьма примечательной речью. В ней он призывал тюрков объединиться, напоминал, что тюрков 200 миллионов во всем мире и говорил, что это был бы очень мощный союз. Мы тогда восприняли это выступление Назарбаева как очередной ход опытного политика в торге за лучшие условия взаимоотношений с Россией и намек на то, что на нас свет клином не сошелся, и если условия внутри ТС не будут устраивать Назарбаева, то он всегда может развернуться в сторону тюркской интеграции.

Вот и сейчас на заседании в Минске мы видим рецидив той же идеи. Но здесь добавился и фактор внутренних обязательств Назарбаева перед Азербайджаном. Он в несколько иной форме, чем Лукашенко, но так же настойчиво пытается создать препятствия к вступлению Армении в ТС.
…С утра уже оборвали телефоны армянские СМИ с вопросом, как в одном союзе может состоять Турция и Армения. Армения, которая все силы бросила, чтобы доказать мировому сообществу факт турецкого геноцида армян, и Турция, которая всячески противостоит в этом смысле армянам? И вот эти парфянские стрелы, которые выпускают президент Казахстана и президент Белоруссии, когда требуют от Армении унифицировать законодательство и зовут в ТС Турцию, сигнализируют, что в ТС есть фронда, самостоятельность мысли Лукашенко и Назарбаева.

Конечно, я не верю в желание Турции вступить в ТС, хотя гипотетически она бы могла… Но представить, что у Турции появится желание вступить в ТС, так же сложно, как то, что у НАТО появится желание взять в свой альянс Россию. Есть региональные силы, которые могут партнерствовать и сотрудничать, но не могут партнерствовать в роли младшего брата. Турция — это страна, которая хочет стать главной страной в исламском мире. Как Турция с такими целями может вступить в союз, который только на первом этапе ставит задачи экономические, а затем собирается решать политические задачи, передав часть полномочий наднациональным органам? Турция и Россия в ТС — это велосипед с двумя рулями и двумя седоками.

Поэтому единственная причина, по которой Назарбаев заговорил о Турции, — Армения. Но сила заинтересованности в ТС Белоруссии и Казахстана гораздо больше, чем сомнения, которые исходят от них. Назарбаев не случайно совместил в своем выступлении заявление о Турции и критику деятельности евразийской экономической комиссии, ее чрезмерной политизации и наличие проблем, которые еще не решены. Это классический торг, Назарбаев просто выторговывает интересы Казахстана внутри ТС. И Лукашенко действует аналогично. Хотите развивать ТС, дайте отступные за Баумгертнера и пустите в свою трубу Казахстан, говорят старые опытные политики… «Новое время»