Аналітика

RFI: В Лори твердо уверены, что именно их край является родиной Шарля де Голля

Семья магната-благотворителя Микаэла АрамянцаАспекты.net. Прошлый год в армяно-французских отношениях был особенным. Исполнилось 125 лет со дня внедрения французского капитала в армянскую экономику. Вот какой репортаж в связи с этим подготовила радиостанция “RFI” (Франция).

Французский капитал вошел в Армению, а точнее, в один из ее живописнейших районов Лори в конце XIX века. История армяно-французских связей гораздо древнее и уходит корнями к временам крестовых походов и даже более ранним… Но экономические отношения берут начало с 1887 года, когда французами было приобретено Ахталинское месторождение серебра и цветных металлов. Покупка обошлась им в 2 млн рублей (в то время Восточная Армения входила в состав Российской Империи), еще 6 млн рублей было потрачено на реставрацию старых шахт, сооружение первой в Армении мощной гидроэлектростанции и первой узкоколейной железнодорожной ветки.

“Французская компания рудников Ахталы” — так называлось новосозданное акционерное общество, возобновившее разработку местных медных месторождений.

Лицо Лори с появлением французов изменилось до неузнаваемости. На смену мануфактурному труду пришло промышленное производство. Появились паровозы, электродвигатели, производственные лифты. Значительно повысился и культурный уровень коренного населения. Открылась музыкальная школа, которую посещали дети не только работавших здесь специалистов из Европы, но и местные. Сам край, будучи моноэтническим, вскоре стал интернациональным.

Живущие и работающие в Ахтале иностранные специалисты внесли традиции европейского уклада в местный быт. Сказалось это во всем, вплоть до мелочей — в одежде, манерах, времяпрепровождении. Местные жители и сегодня любят коротать досуг за игрой в преферанс, завезенной сюда более века назад из Франции.

…Все прекратилось в одночасье — с установлением советской власти в Армении французы покинули Лори, забрав с собой все важные документы, акционерные билеты и карты.

Пока же этого не произошло, добываемая в Лори медь полностью перевозилась во Францию. Видимо, именно на этом факте зиждется современное поверье, что изготовленная во Франции и подаренная США статуя “Свободы” была отлита из Ахталинской меди. Поговаривают даже о существовании документальных доказательств этой версии.

А еще в Лори твердо уверены, что именно их край является родиной Шарля де Голля. Любой местный житель поведает вам, что якобы отец де Голля, будучи инженером, приехал сюда работать вместе с семьей. И так уж получилось, что дата рождения будущего президента Франции пришлась именно на то время, когда семья проживала здесь.

На чем основана эта трогательная история, перешедшая в местную мифологию, трудно сказать. Ведь известно, что Шарль де Голль родился в Лилле в аристократической семье, а отец будущего президента был преподавателем философии и истории. Но если у этого мифа, как и у других подобных, нет каких-либо реальных оснований, то все, что связано с именем другого легендарного француза, подтверждено документально.

Жак Жан Мари де Морган — французский ученый, инженер и геолог. С конца XIX века он работал инженером в Армении, а также руководил археологическими раскопками. В 1887-1889 годах он обнаружил в Ахтале каменные гробницы VIII века до нашей эры, наполненные глиняными, бронзовыми и железными предметами. Кроме того, им был найден уникальный склеп, датируемый III тысячелетием до нашей эры, когда людей еще хоронили сидящими. “Эта местность представляет особый интерес для исследования происхождения металлов. Древнее чем Европа и Греция, она все еще хранит следы цивилизаций, которые стали и нашей колыбелью”, — писал в своих трудах ученый.

Автор широко известного труда по истории армянского народа, регулярно публиковавший на страницах французских журналов и газет статьи о зверствах, чинимых в Османской империи в отношении армян, Жак де Морган в 1918 году издал книгу под названием “Против варваров Востока”. Он не мог смириться с тем, что в начале цивилизованного ХХ века может быть попрано основополагающее право на жизнь не то что одного человека, а целого народа.

Жак де Морган не понаслышке был знаком с армянским этносом, летопись которого он прослеживал со времен государства древнего мира Урарту. Его труд “Миссия на Кавказе” — основа кавказоведения, первое серьезное исследование в этой области. И по сей день, если пишут что-либо о Кавказе этого периода, ссылаются на Моргана и его уникальную монографию. Труды ученого хранятся в Национальном музее археологии в Сен-Жермене, а также в музее истории Армении.

А в Ахтале и по сей день сохранились некоторые сооружения тех лет, когда здесь жил и работал французский ученый. Главное среди них — здание управления рудником. Большинство объектов обветшало и нуждается в реставрации. Их будут восстанавливать. Впрочем, как и всю историческую часть Ахталы, которую, возможно, назовут именем Жака де Моргана. «Новое Время»