Аналітика

Старые песни о главном

СаакашвилиАспекты.net. Скандальные заявления грузинского президента Михаила Саакашвили на Генеральной Ассамблее ООН заставили российских дипломатов покинуть зал заседаний. Оно и понятно: в прошедшую среду вождь «революции роз» вполне отчетливо позиционировал себя в качестве прокурора, главные акценты выступления которого представляли собой обвинительную речь в адрес Москвы. Впрочем, в тот день Михаил Саакашвили примерял не только мантию прокурора, но и гиматий пророка. По крайней мере он предсказал «скорый конец Российской империи», вписав этот финальный аккорд имперских амбиций Кремля в контекст ухода с политической сцены Владимира Путина.

«ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ВЛАДИМИР ПУТИН УЙДЕТ ИЗ КРЕМЛЯ, исчезнет из российской политики. Российские граждане будут помнить его как призрак старых времен – времен коррупции и подавления. Никто не знает, будет ли этот процесс мирным или насильственным, будет ли его последователь националистом или либералом или тем и другим, но важно то, что Россия перестанет тогда быть империей, она станет нормальным государством».

Саакашвили заявил, что Россия продолжает аннексировать грузинские земли и тем самым ослаблять Грузию. Представляя свою позицию как истину в последней инстанции (сугубо американская манера), он выступил «в защиту» угнетаемых Россией государств (и это тоже сугубо американская манера), заявив, что Москва не заинтересована (и не может быть заинтересована в силу своих имперских амбиций) в существовании сильных государств на постсоветском пространстве.

Евразийский союз как институциональный противовес Евросоюзу был определен им в качестве продукта колониальной политики России. При этом он возвестил, что бесконечно долго так продолжаться не может, ибо государства не хотят быть колониями, а стремятся к подлинному суверенитету, ярым поборником которого всегда выступал и продолжает выступать он сам. В числе угнетаемых Россией постсоветских стран Саакашвили упомянул не только Грузию, но также Украину, Молдову, Армению и Азербайджан. Похоже, грузинский президент постарался выступить от имени всех. Для большей убедительности сослался на украинского коллегу Владимира Януковича, который – если верить Саакашвили – признался ему накануне о давлении, оказываемом Москвой на Киев.

Впрочем, в данном материале мы сконцентрируем внимание на армяно-азербайджанском срезе его выступления. Обращаясь к народам мира, Саакашвили сказал: «Вы думаете, что Путин хочет, чтобы Армения одержала верх в конфликте с Азербайджаном? Нет. Это сделало бы Армению слишком сильной и потенциально слишком независимой. Или вы думаете, что обратное правда – что Москва хочет, чтобы Баку одержал верх над Ереваном? Нет, они не хотят, чтобы кто-то вообще одержал победу, именно конфликт и является их целью, так как он мешает нациям стать независимыми и блокирует их интеграцию в Европейский Союз».

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: А ЧТО ПРЕДПРИНЯЛ САМ МИХАИЛ СААКАШВИЛИ в годы своего президентства для армянской государственности, если он на самом деле так беззаветно и так искренне печется о ней? Какие он предпринимал усилия для разблокирования абхазского отрезка Транскавказской железной дороги? Армения является единственным членом Совета Европы, заблокированным двумя другими членами СЕ – Турцией и Азербайджаном. Железнодорожный же выход Армении в северном направлении (на Россию) заблокирован уже Грузией. Но кого на самом деле блокирует Тбилиси, если Абхазия связана с Россией по железной дороге, а также имеет выход к морю? Единственным государством, которое находится в реальной блокаде, была и остается Армения. Тем не менее Саакашвили никогда не считал целесообразным разблокирование виртуальной блокады Абхазии.

Еще в период своего правления Роберт Кочарян обращал внимание грузинского руководства на тот факт, что отсутствие железнодорожного сообщения по абхазскому участку блокирует в первую очередь Армению: «Абхазия не анклав, она связана с Россией и сухопутной дорогой, и морем. В такой ситуации не совсем понятен смысл абхазской блокады. Единственной страной, которая несет реальные убытки от этого, является Армения». Однако вопреки всей очевидности этого факта, грузинский президент так и не предпринял усилий для обеспечения ереванского выхода на Россию. Имеет ли он право после всего этого обвинять Россию в ущемлении суверенитета Армении?

Прощальное выступление Саакашвили вполне вписывается в контекст его ранних речей. Так, 1 сентября 2006 года он отметился в высшей степени любопытным заявлением, когда, выступая в Сагареджо, официально констатировал известный ему (и только) факт наличия российского давления на Армению, ориентированного на курс проведения Ереваном антигрузинской политики. По крайней мере именно так следует понимать смысл озвученного им следующего предложения: «Россия окончательно перекрыла таможню в Ларсе. И перекрыла не только нам, но и соседней Армении, грузы которой шли через Ларс, потому что и Армении она говорит — давайте, мол, вместе будем осуществлять кое-какие планы».

ПРЕЗИДЕНТ НЕ СЧЕЛ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ЭТО СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (ввиду, вероятно, отсутствия самого предмета детализации), однако «армянский акцент» Михаила Саакашвили симптоматичен сам по себе.

И далее: «Рабством никто еще не добивался успеха. Только гордые, самолюбивые страны, такие как Польша, Эстония, Литва, Латвия, которые стали успешными по европейским меркам странами, добиваются успеха. Я не хочу называть несколько других стран, которые идут на поводу у этих сил и являются попрошайками, находятся в таком же обнищавшем состоянии, как это было и до этого».

Впрочем, сам Саакашвили не скрывал тогда своего доверия к властям Армении; рассуждая на тему мнимого российского давления на Ереван, он заметил: «Естественно, на это никто не согласится, но такая политика — оказания давления на Армению в контексте Грузии — есть!». Он всегда любил выступать от имени всех. Последний раз это случилось в прошедшую среду в Нью-Йорке. И вновь ничего нового. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»