Аналітика

The Washington Post: Почему «беспрецедентное» заявление Эрдогана не удовлетворило многих

The Washington PostАспекты.net. Приводим опубликованную в «The Washington Post» статью журналиста по вопросам международной политики Адама Тейлора со значительными сокращениями:

Заявление Эрдогана было значительным. На протяжении многих лет в Турции редко говорили об убийствах 1915 года. Однако эти события, вследствие которых погибло около 1,5 миллиона армян в последние годы Османской империи, уже давно являются источником гнева в Армении и среди армянской диаспоры. Комментарии были опубликованы на девяти языках, в том числе на армянском: они были явно предназначены для того, чтобы оказать воздействие. Однако есть несколько важных причин, почему к комментариям Эрдогана относятся со скептицизмом: это формулировки и время заявления.

Во-первых, формулировки в комментариях Эрдогана явно были хорошо продуманы – возможно, слишком хорошо продуманы, как думают многие в армянской общине. По мнению многих, особенно армянских лоббистских групп, этого было не достаточно. Выходящее в Массачусетсе на английском языке армянское издание «The Armenian Weekly» написало, что турецкий премьер использовал «эвфемизмы и вековой припев отрицания, что пострадали все».

Самое главное – Эрдоган не упомянул слово «геноцид», несмотря на то, что многие историки утверждают, что убийства армян были первым геноцидом 20-го века (на самом деле человек, который изобрел это слово, Рафаэль Лемкин, отчасти был побужден этими убийствами). Отсутствие этого слова в заявлении Эрдогана почти наверняка преднамеренно: ранее в этом месяце Министерство иностранных дел Турции осудило проект резолюции комитета Сената США, в котором эти убийства называются геноцидом, заявив, что эта резолюция «искажает историю и закон».

Между тем некоторые в Турции скептически относятся к заявлению Эрдогана из-за времени его появления. Эрдоган и его Партия справедливости и развития в течение почти года страдали от политической напряженности – от протестов в стамбульском парке «Гези» до коррупционного скандала и соперничества с исламским деятелем Фетхуллахом Гюленом, что в итоге привело к резонансному запрету «Twitter» и «YouTube» в Турции.

Некоторые считают время заявления Эрдогана слишком идеальным, чтобы в это поверить. «В то время как крикливая реклама в СМИ по поводу заявления заполняет эфир и печатные страницы, он примется за дело консолидации большей власти в Турции»,– написал журналист «Today’s Zaman» Абдулла Бозкурт. По его мнению, Эрдоган, который недавно был пригвожден к позорному столбу в международных СМИ из-за ряда репрессивных мер, просто надеется выслужиться.

Может быть, это несправедливо. Независимо от намерений, заявление Эрдогана вполне может стать важным шагом в процессе примирения между Турцией и Арменией, началам диалога о трагической странице в истории. Тем не менее то, что формулировки и время его заявления оставили многих людей неудовлетворенными, означает, что, возможно, еще предстоит пройти определенный путь.

Источник: NEWS.am