Світ

В Сочи будет решаться судьба не только Нагорного Карабаха

инцидентКак наверное читатель уже догадался, настоящая статья посвящена недавнему кровавому инциденту на линии фронта азербайджанских и карабахских (в широком смысле – армянских) вооруженных сил, который привел к ярко выраженной панике во всех слоях азербайджанского общества, а власти страны используют ситуацию для начала компании по очередному раздуванию военного психоза среди населения. При этом происходящие на уровне аналитического и журналистского сообществ АР (да и общества в целом) процессы нельзя оценивать никак иначе, как «резко выраженное воспаление мозговых оболочек», «острое и быстрое течение», «бурные психические симптомы», «высокая лихорадка и учащенный пульс», для «лечения» которых власти периодически прибегают к процедуре кровопускания.

К сегодняшнему дню уже написано достаточное количество комментариев на тему данного военного инцидента. А на информационном поле самой Азербайджанской Республики она – самая популярная и обсуждаемая. Сегодня мы на основе анализа публикаций бакинских СМИ попробуем подвести некоторые итоги этого инцидента. Итак, о чем говорят публикации бакинских СМИ?

Самый главный вывод: небольшой инцидент (с точки зрения настоящей войны), связанный с вылазкой нескольких диверсионных групп в тыл Карабахской армии, обнажил все болячки азербайджанского общества и государства и доказал их полную обреченность. Попробуем обосновать свой этот вывод конкретными аргументами.

1. Инцидент доказал полную неготовность армии и общества к грядущей войне, о которой любит разглагольствовать президент и Верховный главнокомандующий армии АР Ильхам Алиев. Потому, что армия – это не только современная техника и вооружения, армия – это не только определенное количество солдат и офицерского состава, стоящих на линии соприкосновения войск. Армия – это еще и высокопрофессиональные военные, которые способны разработать четкие и ясные планы по преодолению сопротивления противника и реализовать их на практике. О какой нормальной армии может идти речь в Азербайджанской Республике, когда сверхсекретная информация по организации диверсии в тылу врага стала заранее известна противнику, который фактически сидел и ждал непрошеных гостей, встретив их «самым достойным образом»?! Получается, армянская сторона, благодаря своим агентам в системе ВС АР да и среди гражданского населения противника, имеет подробную информацию о дислокации войск АР и об их малейших перемещениях. Кроме того, бакинские СМИ, видимо, в целях повышения боевого духа населения, пестрят информацией и фотографиями о дислокации азербайджанской армии, о перемешении тяжелой военной техники и вооружений, что недопустимо для любой воюющей страны. И все это – не говоря о той коррупции, которая является обычным являением для азербайджанской армии. По оценке некоторых экспертов в Баку, армия по степени «удобности» распила бюджетных денег стоит в одном ряду со строительной индустрией.

При таком плачевном состоянии армии названный инцидент выявил некоторые новые моменты в умонастроениях людей. Впервые не только рядовые граждане, но и некоторые общественные и партийные деятели подняли тревогу, задаваясь вопросом «почему среди погибших отсутствуют дети состоятельных членов общества?». Например, Мустафа Гаджибейли на Moderator.az спрашивает, почему же только дети из бедных слоев общества должны защищать Родину? А по мнению Гезал Байрамлы, отсутствие среди погибших детей чиновников («даже сына руководителя ЖЕК») показывает, что «власти манипулируют в Карабахском вопросе». В результате «дети бедняков становятся жертвами политических игр властей».

Видимо, пытаясь выяснить причины распространения таких нежелательных для властей разговоров, член Нахичеванского клана, депутат Фазил Мустафа выступил на axar.az со статьей с интригующим названием «Кто будет вести войну?». Он выделяет «четыре силы», которые способны «начать и вести войну»: 1) государство со своими военными институтами, 2) политическое и практическое единство государства с народом, 3) не подчиняющиеся государству герилья (Guerilla) – партизанские диверсионные группы, 4) армия или неофициальные соединения одного из сильных государств.

Он признает, что «не видит возможности ведения государством более широкомасштабной войны с помощью ресурсов народа». То есть население не в состоянии вести войну, точнее, народ не хочет воевать ради этого государства (власти).

Что касается партизанских группировок, то, по его мнению, «они в течение последних 22 лет не то, что в Армении, но даже на оккупированных территориях не смогли провести ни одной диверсионной операции». Получается, и на них не стоит делать ставку. Со своей стороны добавим, что сама власть в свое время задушила даже мысли о партизанской войне, постоянно переселяя «армию» беженцев в тыл еще до наступленияе армянских сил.

Надеяться на зарубежные государства, увы, также не приходится. «Самый близкий наш союзник Турция даже ради своего престижа не может воевать в Ираке и Сирии», значит, «было бы наивно надеяться, что она станет воевать в Карабахе».

В итоге Ф. Мустафа утверждает, что только «азербайджанское государство при поддержке своей армии, сил специального назначения, внутренних и пограничных войск сможет вести войну» (тут следует отметить, что автор, скорее всего, не различает «государство» и «правительство», точнее, «государство» и «власть». И это – не только его беда, а массовое явление в Азербайджанской Республике). При этом он предлагает дождаться создания благоприятных условий для начала войны. А под «благоприятными условиями» он подразумевает «ослабление России».

2. Еще в первый день провокации некоторые эксперты выступали в бакинских СМИ с критикой военного руководства страны и даже требовали от него отчета о причинах трагедии. Но уже на следуюший день, словно «по щучьему велению», все они поголовно стали оправдывать министра обороны и всю вину за трагедию стали сваливать на Москву, которая, по мнению Э. Шыхлинского, «судя по всему, для отвлечения внимания от себя решила пустить пробный шар по открытию второго фронта на Южном Кавказе. Второй фронт, помимо отвлечения внимания, является и ударом по геостратегическим и экономическим интересам Запада. Война на Южном Кавказе это и конец альтернативным поставкам энергоресурсов в Европу в обход России, а значит и дополнительный повод заставить Запад отступить от жесткого курса применения антироссийских санкций». Это еще раз доказывает то, что в Азербайджане все и всё находится под полным контролем властей и ими же направляется.

3. Все еще продолжаются разговоры о том, кто именно организовал диверсионную вылазку – армяне или азербайджанцы. Заведующий отделом АП Новруз Мамедов в своем заявлении категорично отрицает вину своей страны в случившемся. Но в Азербайджане и за его пределами Н. Мамедов давно известен своей «девичьей памятью». За все годы службы в Алминистрации президента он ни разу не говорил правду, наборот, всегда врал. Врет и уверенно не краснеет. Мы ничего не можем сказать о местопребывании Ильхама Алиева в эти дни. Известно, что министр обороны отдыхал в Бодруме. Но, во-первых, даже если И. Алиев был за границей, то он сразу после получения информации о трагедии его армии должен был немедленно вернуться в АР. Он не то, что не вернулся, но даже не счел нужным дать соболезнования семьям и родным погибших военнослужащих. Наши источники в Баку подтверждают, что И. Алиев все это время находился в Баку и был в состоянии нервного шока. Перефразиров удачную шутку известного персонажа Ю. Никулина в фильме «Кавказская пленница», можно предположить, что И. Алиев просто «не может выйти к народу». Во-вторых, разные представители правящего режима в эти дни выступают с зачастую невзаимосвязанными и противоречащими друг другу заявлениями. Так, упомянутый Н. Мамедов, утверждая, что якобы «не соответствует действительности заявление армян о том, что «это именно Азербайджан организовал диверсии»», демонстрирует то, что он не в курсе, о чем заявлял министр обороны З. Гасанов. Тут было бы уместно процитировать слова известного журналиста Мирза Хазара. Он напомнил, что министр обороны в тексте своего заявления на имя президента о представлении к награде погибших военнослужащих написал, что они «погибли при исполнении боевого задания», а «это и доказывает, что диверсия была организована азербайджанской стороной». «Почему делаете вы из себя посмешище в глазах мира!», — возмущается он. Кто-то может сказать, что отражение атаки врага тоже является боевым заданием. Но если это «боевое задание» заключалось в отражении атаки врага, то почему трупы погибших военнослужащих лежали на территории, контролируемой армянской стороной? На этом фоне заявления Н. Мамедова о том, что «если бы слова армян соответствовали действительности, то на это должно было быть разрешение руководства страны и организационные действия со стороны Минобороны», и что «ни президента, ни министра обороны в стране не было. Поэтому армяне воспользовались отсутствием главы государства при организации этих диверсий», являются ничем иным, как бредом сивой кобылы.

4. В свете всего сказанного, особую интригу вызвало сообщение о неожиданной встрече президентов Армении и Азербайджана в Сочи при участии президента РФ Владимира Путина. Хотя азербайджанская сторона до сих пор еще не подтвердила и не опровергла эту информацию, глава МИД РФ С. Лавров уже удостоверил ее правильность. Нам остается только догадываться, о чем именно будет говорить с ними В. Путин, и как он собирается решить «Карабахский ребус» (С. Тарасов). Но это сообщение может служить косвенным доказательством того, что диверсия была организована именно азербайджанской стороной. Потому, что такая встреча на верхах не могла быть организована экспромтом, внезапно. Давно же идут разговоры о проведении такой встречи то в Париже, то в Нью-Йорке. Получается, идея о встрече в Сочи давно была согласована сторонами. И поэтому не исключено, что И. Алиев собирался выступить на переговорах с позиции триумфатора: мол, если армянская сторона не примет наших условий, то мы легко сможем решить проблему военным путем. Не получилось! То, что И. Алиев до сих пор упорно молчит, тоже может быть доказательством того, что ему придется вести переговоры в Сочи уже с позиции проигравшего. Он уже не сможет диктовать свои условия, так как инцидент показал, что азербайджанской армии как таковой не существует, точнее, она не способна вооруженным путем вернуть Карабах. Наоборот, начав войну с такой армией, И. Алиеву грозит потерять еще больше территорий – вплоть до Куры и дальше. А это, кроме всего прочего, грозит ему еще и потерей власти. Таким образом, чтобы сохранить свою власть и заодно спасти свой клан, он будет вынужден согласиться с любыми условиями В. Путина.

Но эта сторона вопроса интересует нас меньше всего. Есть более важные вопросы, которые в той или иной мере должны быть обсуждены в ходе сочинских переговоров и по некоторым из них должны быть приняты конкретные решения.

Все дело в том, что Армения в этих переговоров имеет всего одну проблему: как удержать Нагорный Карабах. Точнее, Нагорный Карабах фактически вот уже 20 лет является независимым государством. Теперь остается только добиться его признания де-юре со стороны Азербайджана.

В отличие от Армении, Азербайджан имеет целый набор проблем, которые обязательно должны быть учтены при разрешении вопроса о НКР. Независимо от того, в рамках каких именно принципов будет разрешена Карабахская проблема, В. Путин должен знать, что это даст совеобразный карт-бланш И. Алиеву для того, чтобы он окончательно расправился с другими коренными народами региона – талышами, аварцами и другими, чего никак нельзя допустить. То есть, в отличие от Армении, в ходе этих переговоров должны быть обсуждены судьба Азербайджанской Республики как смостоятельного государства и конкретные формы ее дальнейшего существования. Поэтому обсуждение этих вопросов в контексте окончательного решения Карабахской проблемы возможно только при участии представителей других коренных народов региона. Причем этого требуют интересы не только этих народов, но и национальные интересы самой России, руководство которой обязано навсегда покончить с этим «логовом ярых врагов России и всего русского». За долгие годы бездействия российских властей по периметру собственных границ – и в частности в Закавказье – организован своеобразный «санитарный кордон», который, как свидетельствуют события последних лет, грозит превратиться в петлю. Попытки частичного видоизменения этого пояса нестабильности могут стать лишь краткосрочным решением проблемы – подобные действия не раз предпринимались относительно Грузии и Украины. Результат известен всем: подобная тактика лишь усугубляет ситуацию и затрудняет ее решение. Единственным долгосрочным стратегическим решением проблемы может стать полное переформатирование поля, в рамках которого в регионе будет реализован новый геополитический проект. История и состояние современной системы международных отношений сегодня требует именно таких смелых и дальновидных действий, таких, как, например, решение по возврашению Крыма. Любая другая постановка этого вопроса (не говоря уже о решении), во-первых, не обеспечит стабильность на этом приграничном для России участке. Потому, что, во-первых, коренные народы Восточного Закавказья никогда не согласятся с тем, чтобы их попросту уничтожили. Во-вторых, учитывая наличие не очень спокойного Дагестана и Северного Кавказа, где Баку имеет действенные рычаги для воздействия на ситуацию и при необходимости для ее дестабилизации, российскому руководству в дальнейшем еще не раз придется возвращаться к этому вопросу. А это не очень-то желательно, если учитывать, что нынешняя геополитика требует от России заниматься аналогичными сложными вопросами чуть ли ни по всему периметру своих границ. Теперь Россия имеет уникальный шанс окончательно решить один из них на своих южных рубежах. Было бы неправильно и даже преступно не воспользоваться таким шансом.

Таким образом, судя по всему, очередное кровопускание обернулось для И. Алиева и Азербайджанской Республики в целом настоящей трагедией в преддверии судьбоносных переговоров в Сочи. Вместе того, чтобы «оздоровить» общество и укрепить позиции Ильхама Алиева, эта авантюра обернулась для последнего и руководимого им государства дополнительными осложнениями, доказав тем самым, что азербайджанское общество, как и государство в целом, обречены, и никакое кровопускание уже не в силах спасти их.

Фахраддин Абосзода

Источник: ИА REX

Аспекты.net