Аналітика

Индийская финансовая революция изменит мир

indiya-rupiyaПремьер-министр Индии Нарендра Моди постепенно создает в стране систему контроля за безналичными платежами в рамках денежной реформы.

Однако, сообщает vestifinance.ru, эти действия вызвали волну негодования среди населения, на ближайшие запланированы массовые протесты оппозиции. В свою очередь Нарендра Моди не понимает причин возмущения: «Мы можем постепенно переходить от кассового общества в безналичное пространство… Это наш шанс полноценно войти в цифровой мир».

Премьер-министр Индии Нарендра Моди в воскресенье призвал мелких торговцев и наемных рабочих освоиться с цифровыми платежами, учитывая, что переход с запрещенных правительством банкнот высокого номинала на новые банкноты затянется.

Моди отметил, что власти понимают положение миллионов, пострадавших от запрета банкнот в 500 рупий и 1 тыс. рупий, однако, несмотря на это, защищает действия властей.

«Это реальный шанс для вас войти в цифровой мир», — заявил Моди, призвав их использовать мобильные банковские приложения и машины для кредитных карт.

«Да, конечно, 100%-е безналичное общество в Индии невозможно. Но почему бы нам не сделать шаг навстречу менее кассовому обществу в Индии? Затем постепенно удастся совершить переход к почти полностью безналичному обществу», — отметил Моди.

Сейчас более 90% потребительских покупок в Индии совершаются за наличные деньги, свидетельствуют данные Credit Suisse. Несмотря на то что бум смартфонов и падение цен на мобильный интернет привели к росту цифровых платежей в последние годы, сфера безналичных платежей по-прежнему остается на низком уровне.

Моди призвал технологически подкованную молодежь потратить некоторое время на то, чтобы обучить азам использования цифровых платежных платформ тех, кто менее подкован в этом.

Но, как объясняет GoldMoney.com, экономические последствия действий Моди гораздо более значительны.

Две недели назад премьер-министр Индии Нарендра Моди демонетизировал 86% рупий в обращении, предлагая обменять их на более мелкие банкноты до 31 декабря, после чего эти банкноты будут полностью обесценены.

Вместе с фальшивками в обращении это может составить более 90% всех денег, находящихся в обращении. Сроки погашения настолько неудобны практически для всех, что объем средств, который будет изъят из экономики страны до введения новых денежных знаков, приравнен примерно к $50 млрд.

Печально, но ведь Моди просто не может не предвидеть масштабы бедствия для бедных слоев общества и сельских жителей. Но, видимо, жизнь его ничему не учит, если он забыл суровые уроки бедной юности. Может быть, Резервный банк просто пошел на поводу у правительства, будучи просто марионеткой в руках властей, утешая себя мыслью о том, что это отличный способ списать обязательства, ведь большая часть банкнот вообще не будет когда-либо конвертирована. Это же так эффективно снижает обязательства центробанка в частном секторе за счет тех, кого оно, государство, любит меньше всего. Тем не менее те $10-20 млн, которые государство выгадает сейчас, уж точно не стоят того разрушающего эффекта, который они окажут на экономику страны в целом и покупательскую способность рупии в дальнейшем.

Изначально западные макроэкономисты довольно положительно оценили эффект от этих действий на ВВП. Возможно, потому что, как правило, их контакты с Индией ограничиваются общением с высокообеспеченными слоями населения, которые редко тратят наличные, предпочитая банковские и кредитные карты в своих повседневных покупках. Эти люди почти наверняка будут только рады установлению контроля над незаконной торговлей. Тем не менее немедленное изъятие денежных средств составит примерно 2,5% от ВВП.

Кстати, старые банкноты через неопределенное время в будущем будут заменены новыми банкнотами с портретами Махатмы Ганди. Однако, пока они станут доступны, пройдет несколько месяцев, которые нужны для того, чтобы преобразовать банкоматы и обеспечить их широкую доступность.

И если долгосрочные последствия незарегистрированных операций будут учтены в статистике ВВП, ряд западных макроэкономистов считают, что номинальный рост ВВП может в конечном итоге оказаться больше, чем это можно ожидать.

Однако, если рассмотреть ситуацию более пристально, то ситуация будет совершенно другой. Запрет на банкноты высокого номинала, равные примерно $7,50, которые должны быть заменены новыми банкнотами с изображением Махатмы Ганди, станет главным нарушением прав в жизни большинства индусов, особенно представителей сельского населения. Избавляться от денег, используемых в повседневной жизни, – это все равно что пытаться запустить двигатель без масла. Практически стопроцентно индийская экономика окунется в краткосрочный спад, с которым индийские власти, конечно же, попытаются справиться за счет увеличения количества денег. Экономике это ровным счетом ничего не даст, зато номинальный ВВП вырастет ко всеобщей радости сотрудников аппарата Моди.

В корне неверно полагать, что ВВП отражает реальные показатели экономики. Это не так. ВВП просто отражает очень приблизительный объем денег в прошлом, не более того. Это не является показателем экономического прогресса или регресса. Изменение ВВП отражает только изменение количества денег в экономике, так что вполне возможна такая ситуация, когда при реальном экономическом кризисе номинальный ВВП будет расти.

Скорее всего, это не самым лучшим образом отразится на экономике Индии, приведя ее в конечном счете к большей денежной инфляции. И это не только плохое понимание индийскими властями экономических последствий их действий. Это в целом неверное представление, свойственное экономистам во всем мире. Тем не менее, вполне вероятно, что центробанки в Индии и в других местах хотя бы смутно догадываются о долгосрочной опасности растущей инфляции цен.

Однако в банковских кругах свято верят – для предотвращения рецессии и даже системного риска может потребоваться больше денег и кредитов. А в случае системного риска наличные могут представлять опасность, так как покажут несостоятельность банка общественности. И если наличные каким-то образом заменить, возможно, установить больший контроль над экономическими и системными результатами.

В общем, налицо все признаки такого вот вида мышления. У всех у нас на слуху центробанки, которые планируют покончить с наличными, и с этой точки зрения действия Моди вполне согласованы. Его правительство не только пытается устранить черные рынки, он также жестоко пытается устранить экономическую зависимость от физических денежных средств. Оно рифмуется с направлением движения политики центробанков в странах с развитой экономикой, а также в развивающихся странах.

Несомненно, именно по этой причине центробанки во всем мире будут внимательно следить за индийским экспериментом. Если эксперимент удастся, это будет стимулировать их продолжать свои собственные планы по переходу на цифровую валюту. Если нет, все спишут на особенности индийской экономики и выход из строя центробанка страны, неспособного эффективно осуществлять политику.

Стоит отметить, что обычные люди зачастую понимают текущую ситуацию гораздо лучше западных финансовых аналитиков. Несмотря на все уверения многолетнего правительства, они спешат конвертировать бесполезные рупии в ту форму денег, с которой имели дело на протяжении тысячелетий, – золото. Они знают, в ближайшие месяцы цена золота в рупиях подорожает, так что все, что может быть обналичено, будет переведено в золото.

Вот, собственно, основная причина, по которой золото в Индии в настоящее время торгуется намного выше по отношению к международным ценам. Индийское правительство ограничивает свои поставки, так как всегда считало золото прямым вызовом своим собственным деньгам. Правительство и центральный банк также совершают ошибку, полагая, что если устранить импорт золота, сальдо торгового баланса улучшится. Это лишь поощрит «золотую» контрабанду, не более того. Импорт золота никогда не остановится, а в ответ на каждый поворот денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе он будет продолжаться вслед за неуклюжими действиями Моди.

Источник: ARKA

Аспекты.net