Соціум

11 августа отмечается древнеармянский Новый год – Навасард

NavasardДень национальной идентичности в Армении празднуют 11 августа – государственный праздник был учрежден в 2009 году.

Обычай встречать древнеармянский Новый год — Навасард («нав» – «новый», «сард» – «год») возник в землях армянских с незапамятных времен – с 11 августа 2492 года до Рождества Христова.

Согласно древней легенде, прародитель армян Айк Лучник (Айк Ахехнавор), потомок библейского послепотопного патриарха Фогармы, победил тирана Бэла — властителя Месопотамии и Элама в «Айоц Дзоре», и положил начало будущему армянскому государству.

Это знаменательное событие произошло именно 11 августа 2492 года до нашей эры, который стал началом Нового года для армян. Айка провозгласили верховным жрецом и царем, и он правил 18 областями Армении. После той героической битвы 185 лет на земле армянской царил мир.

В древнем календаре армян год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного, 13-го месяца – в 5 дней: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев, названия имели и каждый день месяца.
Начало праздника определяли по звездам — жрецы трубили о наступлении Нового года, едва на небе появлялась звезда «Плечо Айка» или «Рука Айка». Эта звезда, именуемая Альфа-Орион, обычно незаметная с Земли, появлялась на небе чуть свет, в один и тот же день каждого года.

Как праздновали
Праздник Навасард длились неделю, каждый день которой был исполнен особого смысла, так как он заключался не только в веселье, но в единении народа.

Навасард был посвящен армянским языческим богам: Арамазду – верховному армянскому богу, Анаит – верховной богине, Астхик – богине воды, Нане – богине войны и мудрости, Ваагну — богу войны, охоты, огня и молнии, Михру — богу солнца, небесного света и справедливости и Тиру – богу письменности, мудрости, знаний, защитнику наук и искусства.

По приданию, в этот день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и потом наблюдали за празднеством из заснеженных гор. Люди должны были угодить богам, чтобы праздник прошел благополучно, поэтому они приносили им в жертву зерна пшеницы, кровь домашних животных и проводили другие обряды и ритуалы. Навасард считался также праздником любви.
Величественный праздник начинал верховный жрец – он зажигал факел стоя на вершине горы Арагац, который затем несли в языческий храм Гарни.

Это был всенародный праздник, где людей не делили на богатых и бедных — в эти дни все были равны и вместе совершали и паломничество к святыням и храмам, особенно к капищам верховной богини армян – Анаит – в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате.

В праздничные дни люди пили сладкие напитки и легкие вина. В разных районах страны на праздничный стол подавались различные блюда, однако первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении.

Этот воистину национальный всенародный праздник в Армении был со временем утрачен с переходом в XVI веке на григорианский календарь, введенным Римским Папой Григорием XIII.
Хотя в Армении праздновать Новый год 1 января начали в XVIII веке при Католикосе Всех Армян Симеоне Ереванци.

Источник: Sputnik