Freestyle

Эксперт: Сирийскую инициативу Армении «поняли неправильно»

МеграбянАрмянский политолог Рубен Меграбян, в статье в издании «Аравот» обратился к теме отправки гуманитарной миссии Армении в Сирию.

«Министерство обороны Республики Армения несколько дней назад распространило сообщение, согласно которому в Сирию отправлена состоящая примерно из 80 человек гуманитарная миссия в составе медиков, единиц по гуманитарному разминированию и охране.

Министерство обороны также заявило, что это инициатива исключительно армянской стороны, согласованная с Дамаском, и сотрудничество с Россией касается сугубо логистики, а наш МИД подчеркнул, что миссия носит исключительно гуманитарный характер и деятельность иного характера не предусмотрена.

Насколько все это политически оправданно, и в чем смысл этого? Об этом, к сожалению, никакой общественной дискуссии не получилось, а политическая (не считая отдельные политические заявления, некоторые из которых – с манипуляциями разной глубины) – тем более, хотя, риски были очевидны. Высокопоставленные представители МО публично заверили, что риски просчитаны, партнерам Армении даны нужные пояснения, в чем реальная суть миссии, чтобы нас «не поняли неправильно».

Однако, получилось так, что нас именно так «неправильно» и поняли.

Прежде всего, нас «неправильно поняли» русские, и вот почему и как. Если объявляется, что это именно наша инициатива, то с какой стати господин Шойгу выражает нам свою «благодарность» на предмет того, что Армения «первой откликнулась на призыв России помочь народу Сирии»? Почему позволяется возможность, чтобы Россия «присвоила» нашу инициативу (правильную или неправильную – другой вопрос), и почему только постфактум объявляется, что инициатива исключительно наша, инициатива исключительно армянская? Ведь ее бенефициары – пока что оставшиеся там в Сирии армяне, а миссия будет функционировать исключительно под армянским флагом.

И за этим почти незамедлительно последовало то, что нас начали «неправильно понимать» уже американцы, и Госдепартамент США выступил с довольно резким заявлением, которое можно разделить на три части. Первая часть касалась сугубо их отношения к армянской миссии как таковой.

«Нам понятно желание других государств откликнуться на гуманитарную ситуацию в Сирии, и мы разделяем озабоченность по поводу защиты религиозных меньшинств на Ближнем Востоке», — говорится в заявлении Госдепартамента США, которое распространило для СМИ посольство США в Армении.

Затем, американское внешнеполитическое ведомство затрагивает два контекста – геополитическую среду, в условиях которой должна функционировать армянская миссия, затем дается оценка общей ситуации и ее причинно-следственных связей:

«Тем не менее, мы не поддерживаем взаимодействие с вооруженными силами Сирии, будь то с целью оказания помощи гражданским лицам либо с военной целью. Мы также не поддерживаем сотрудничество между Арменией и Россией с целью осуществления этой миссии».

«Россия сотрудничала с режимом Асада, подвергая уничтожению гражданских лиц и став причиной гуманитарной катастрофы. Россия продолжает выступать на мировой арене с позиций защиты режима Асада и его злодеяний», — заявляет внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов (цитаты – из Радио Азатутюн).

Стоит вспомнить также заявление Болтона, озвученное в ходе его визита в Армению, что Вашингтон с пониманием относится к желанию Армении помочь сирийским армянам, однако, он еще и обозначил «красные линии», что это не должно иметь никакого отношения, прямого или опосредованного, к военным действиям в Сирии. Вспомним также, что это был тот период, когда высока была вероятность, что армия Асада при поддержке российской авиации может развернуть наступление с целью установления контроля над провинцией Идлиб.

Что же мы в результате выиграли?

Во-первых, по части армян в Сирии. Нужно быть искренним и признаться, что армянам исторически на Ближнем Востоке делать нечего, и вопрос их репатриации должен стать стратегическим приоритетом Республики Армения. Наилучшей гуманитарной миссией была бы немедленная эвакуация сирийских армян из Сирии и возвращение на Родину. И это исходит не только из их интересов, но и именно государственных интересов Республики Армения. Напомним, что Армения продолжает оставаться вне международных программ финансового содействия, связанных с предоставлением убежища сирийским беженцам. И еще, большой вопрос, гипотетический и риторический: предоставила бы российская сторона с таким энтузиазмом самолеты для репатриации армян в Армению?…

По части русских, как всегда, мы вновь столкнулись с двойной игрой, когда «правой рукой» русские нам выражают «благодарность», а «левой» развязали новую волну пропагандистской войны против правительства Армении, и сейчас озвучивают призывы о «необходимости признания Крыма», вполне себе привычное дело из разряда «вековой дружбы».

Американцы же напрямую не осудили, однако, поставили в упрек и «вековую дружбу», и причины той катастрофы, в которой оказались армяне в Сирии, в связи с чем в нашем обществе доминируют подходы, которые навязываются российскими телеканалами. И как говорится в еврейском анекдоте, «осадок остался».

Кстати, по части евреев. В 1984-85гг гражданская война была в Эфиопии, и естественно, под прицелом оказались этно-религиозные меньшинства. Израиль организовал Операцию «Моисей», действительно гуманитарную миссию, в ходе которой за месяц 14 тысяч евреев централизованно репатриировались, из них полторы тысячи – потерявшие родителей дети. В те годы Армения еще не была независимой, не была государством, и влиятельная армянская община Аддис-Абебы была оставлена на произвол судьбы, и мало что известно, где они сейчас… Но сейчас Армения – свободное и независимое государство, в давно пора проводить политику с содержанием, подобающим этому статусу, и именно для таких случаев термин «арменоцентричность» наполнится смыслом. Но на этот раз, похоже, получается «как всегда», и это очень плохо. Очень плохо, что хотим сделать нечто даже очень хорошее, но получается, что нас «неправильно поняли». Почему это так? Мы, как видно, так и не можем вовремя сформировать и сформулировать не только наш государственный интерес, но и просто объяснить, что же мы хотим от самих себя и от мира, передать это бумаге и затем просто прочитать это по бумаге, чтобы общественность, армянская и международная, что-то поняла от того, что мы сделали и что не сделали, и чтобы потом не были вынуждены давать разъяснения после того, как нас уже «неправильно поняли». Это то, что называется в независимом государстве информационным обеспечением политики, коммуникацией, паблик рилейшнз… 21-ый век… и так далее», — пишет политолог.