Аналітика

Эксперт: Старту реального решения Карабахского вопроса должны предшествовать демократические процессы в Азербайджане

МеграбянСделка «территории в обмен на мир» исключается не только по причине того, что ее прямым текстом исключил премьер Армении, а поскольку она, по сути, не имеет отношения к реальности. Об этом говорится в статье армянского политолога Рубена Меграбяна на сайте «Центра досліджень армії, конверсії та роззброєння» (ЦДАКР).

«Армянские стороны по факту не являются просителями мира, как и не нуждаются в подготовке к миру, поскольку были настроены на мир изначально, а война была навязана противной стороной. Вызов был принят, и адекватными действиями было фактически ответно навязано перемирие, соглашение о котором остается пока что единственным работающим по сей день документом.

Реальность в том, что для формирования доверия между сторонами необходимо в любом случае исключение попыток разговора с позиции силы, для чего основания попросту отсутствуют, и исключения любых возможных военных сценариев. И призыв «готовить народы к миру» касается, прежде всего, азербайджанской стороны, где на уровне государственной политики практикуется жесткая антиармянская пропаганда, язык ненависти и демонизация всего армянского, причем здесь используется один к одному инструментарий и методология российской пропаганды. Старту реального решения Карабахского вопроса должны предшествовать демократические процессы в Азербайджане. И это не вопрос вкуса, что, мол, просто априори диктатура – это плохо, а демократия – это хорошо. Это вопрос, имеющий практическое значение, поскольку диктатура для своей внутренней прочности, разрешения внутренних противоречий и самовоспроизводства нуждается в обязательном наличии и пропаганде образа внешнего врага.

Аксиоматично, что вечных конфликтов не бывает, а интерес любых двух соседних стран состоит в том, чтобы они сотрудничали и интегрировались, а не наоборот. Послевоенный опыт европейских стран, недавний опыт Балканских стран наглядно показывает, что трансформация конфликтов и примирение народов возможны лишь в случае наличия общей ценностной основы и формирования «третьего измерения», базирующегося на правах человека и верховенстве закона.

На данный момент, учитывая региональные реалии, ожидание близости такой перспективы представляется, мягко говоря, преждевременным. Реализм в том, чтобы сохранить «худой мир», по возможности поддерживать региональную стабильность, пресечь деструктивное влияние известных внешних акторов, преодолеть язык ненависти, держать каналы общения открытыми… С тем пониманием, что рано или поздно, придет осознание того, что у любых двух соседних государств объективно интересы преимущественно совпадают…», — отмечает Меграбян.

Материал полностью читайте на сайте ЦДАКР