Аналітика

Эксперт: Угроза войны есть всегда, вне зависимости от интенсивности переговоров по Карабаху

Армен БагдасарянРуководство Армении настроено довольно решительно в вопросе внесения качественных изменений в переговорный процесс по Карабаху. Об этом свидетельствует заявление премьера Никола Пашиняна о том, что на начальном этапе конкретной повестки на встречах с азербайджанским визави не будет.

Столь неординарный подход Пашиняна говорит об одном – имитации переговоров впредь не должно быть. И предстоящая встреча с Ильхамом Алиевым в Вене обещает в чем-то быть эпохальной. Судя по заданной армянским премьером планке, именно в Вене может быть предопределена судьба дальнейшего переговорного процесса – либо он будет, либо нет.

Основным лейтмотивом участия армянской стороны во встрече является возвращение Нагорного Карабаха за стол переговоров. Сказать, что Ереван поставил этот вопрос ребром, значит не сказать ничего. В Баку, между тем, и слышать не хотят о том, чтобы разговаривать с представителями непризнанной республики. В этих условиях, по мнению ряда наблюдателей, возрастает вероятность того, что обсуждения зайдут в тупик. Однако по мнению политолога Армена Багдасаряна, угроза тупика никоим образом не означает, что Ереван занял ошибочную позицию и должен от нее отступить.

«Если мы хотим реально решить проблему, то Карабах должен непосредственно участвовать в переговорах. Здесь двух мнений быть не может. Возвращение Карабаха будет означать восстановление полноценного формата переговоров. Ведь изначально переговоры велись в трехстороннем формате – Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан. И этот формат был зафиксирован по итогам Будапештского саммита в декабре 1994 года», — отметил Багдасарян в интервью Sputnik Армения.

По его словам, в Армении до сих бытует ошибочное мнение о том, что тупик на переговорах обязательно приведет к возобновлению боевых действий. На самом деле эти две вещи не всегда взаимосвязаны.

«Известно, что в период, предшествовавший апрельской войне 2016 года, никакого тупика на переговорах не было, представители Армении и Азербайджана время от времени встречались, определенные контакты всегда были, но это не помешало масштабной эскалации случиться», — сказал он.

Угроза войны есть всегда, вне зависимости от интенсивности переговоров. Эту угрозу в Армении всегда должны учитывать и быть готовыми к любым сценариям.

Он считает, что заявление премьера об отсутствии повестки – это на самом деле заявка на формирование качественно новой, адекватной текущей обстановке повестки. По мнению Багдасаряна, все понимают, в том числе и Азербайджан, что урегулирование конфликта невозможно без непосредственного участия Степанакерта в переговорах.

Багдасарян не считает, что армянская сторона стремится выйти из логики Мадридских принципов, хотя теоретически возможность отложить эти принципы под сукно всегда есть. Скорее всего речь идет о том, чтобы Карабах сам имел возможность вместе с остальными акторами обсуждать эти принципы.

«Там есть пункт о возвращении территорий (речь идет о 5 или 7 районах т.н. «зоны безопасности» — ред.), которые Нагорный Карабах считает своей неотъемлемой частью. Так вот, этот вопрос более предметно можно обсуждать только в трехстороннем формате», — убежден Багдасарян.

На фоне готовящейся встречи лидеров в Вене 26 марта появилась информация о том, что передовые азербайджанские подразделения попытались продвинуть свои позиции ближе к границе с Арменией в направлении села Бердаван Тавушской области, однако эта попытка была пресечена армянской стороной.

По оценке Багдасаряна, возможно, Баку пытается в канун встречи на высшем уровне «поиграть мускулами». Эта тактика не новая, соответственно армянская сторона должна реагировать на такие инциденты жестко и адекватно.

Источник: Sputnik