Freestyle

Политолог: Москва открытым текстом провоцирует последнюю диктатуру в регионе

«Два месяца спустя после выступления премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Степанакерте министр иностранных дел России Сергей Лавров решил выразить свое мнение, точнее, мнение своего государства, сказав следующее: «Что касается обстановки на земле, я бы сказал – сейчас она гораздо спокойнее, чем год назад. Но вот политический процесс заторможен, и пока с этого тормоза сняться не получается. Делают стороны заявления, достаточно серьезные, в том числе, звучали заявления, что Карабах – это Армения, так же как из Тираны премьер-министр Албании заявлял: «Косово — это Албания». Это, конечно, не помогает создавать атмосферу для возобновления политического процесса»». Об этом в своем материале на страницах газеты Аравот, пишет армянский политолог Рубен Меграбян.

«Господин Лавров «озаботился» два месяца спустя, а до этого весьма «озаботились» ставшие на Карабахском вопросе «друзьями армянского народа» известные здешней публике российские «гастролеры», местные «озабоченные», и причиной этой всеобщей озабоченности является дискомфорт от той мысли, что от Армении больше не следует ожидать прежней бесхребетной безынициативности, которая некоторым обеспечивала «рабочие места», а «нашему стратегическому союзнику» — торг за счет наших интересов.

Выступление Пашиняна в Степанакерте главным образом было посвящено именно внутренним проблемам Армении, Арцаха и всего армянства, и в Москве об этом отлично знают, и говоря «Арцах – это Армения и точка», Пашинян в первую очередь имел в виду то, что в Арцахе также нужны политические и экономические перемены, которые происходят в Армении, нужна политическая смена поколений. И Пашинян предложил очень простую формулу: говоря «компромиссное решение», мы понимаем, что оно должно быть понятно и приемлемо для народов Армении, Арцаха и Азербайджана, и ожидается, что то же самое будет сказано также руководством Азербайджана. Впоследствии армянский премьер, касаясь максималистской позиции Баку, которая является главным препятствием решения вопроса, сказал, что если их позиция именно такова, то мы тогда говорим: Арцах – это Армения и точка, настаивая в то же время, что предложенная им формула просто не имеет альтернативы. И в Москве все это очень хорошо слышали и знают.

И что? Местные «озабоченные» критикуют, называют заявления премьер-министра «противоречивыми», присоединяясь к хору российско-азербайджанской пропаганды, тогда как все более чем четко: Армения на односторонние уступки, на сделку по формуле «земли в обмен на российско-азербайджанский воздух» не пойдет, сколько бы Лавров ни был «озабочен» или сколько бы Алиев ни важничал.

Причем, Лаврова никак не озаботило то, что заявляет Алиев: «Карабах – это Азербайджан и восклицательный знак». И это есть миролюбие, это и есть «снятие с тормоза» переговорного процесса? Конечно нет! Более того, это двурушническое и скользкое заявление Лаврова было отмашкой Алиеву для очередной эскалации ситуации на границе и для активизации пропаганды против власти Армении как внутри, так и извне, и сегодня мы именно это и видим.

Сегодня в Ереван больше нет прежней угодливой позиции, и шаги «стратегического союзника» больше не «неисповедимы»: МИД Армении популярно объяснил господину Лаврову, что после чего начинается и заканчивается, даже поймав его на примитивном вранье. Глава МИД России говорил также, что якобы состоялся «обмен трупами», тогда как речь идет о разрешении армянской стороны при посредничестве Красного Креста эвакуировать труп противника, оказавшегося в нейтральной зоне в результате очередной неудавшейся попытке диверсионного проникновения со стороны Азербайджана, как гуманистический шаг.

Более того, после встречи с Путиным Алиев заявляет, что военно-техническое сотрудничество с Россией будет продолжено, заключены договоры на 5 млрд долларов, поставлено вооружений на 3 млрд долларов, то есть получается, что мы должны ожидать, что «наши вековые друзья» поставят оружие режиму Алиева еще на 2 млрд. А директор «Росатома» озвучивает предложение Алиеву о строительстве атомной электростанции.

Конечно, ничего не изменилось, ясно, что последним прибежищем российского империализма остается последняя диктатура, которая опирается на руководствующееся пещерными предрассудками больное общество, в прицеле которого – все армянское и все армяне. И в этом «наши вековые друзья» нам не друзья, ими не были и не будут.

Приоритетом внешней политики Армении были и остаются мир и безопасность в регионе, и очевидно, что русские совершенно бескомплексны в том, чтобы наличествующий баланс нарушить.

Ясно, что все то, что делает Алиев, не помещается в логику мира, а подчиняется логике достижения военного реванша, и что риторика или участие в переговорах – лишь дымовая завеса либо инструмент, чтобы затем взвалить всю вину на армян. Алиев ожидает удобного момента: либо критического ослабления Запада в регионе и проворачивания сделки с русскими, либо на то, что США и Иран совершат фатальную ошибку и позволят ситуации скатиться в большую войну, что также – критически ослабит Запад и непропорционально усилит российский фактор, что позволит Алиеву развязать войну также в направлении Арцаха.

Тем самым, армянской дипломатии необходимо действовать в логике нейтрализации этих рисков и определенно изменить акценты, достичь возвращения Венской повестки на стол переговоров, сконцентрироваться на реализации пакета предложений Ройса-Энгела, направить международное давление на последнюю диктатуру в регионе, разоблачить российские интриги и открыто заявить, что мир возможен, когда будут приложены усилия на демонтаж этой последней диктатуры, на международно признанную де-юре сецессию Арцаха и установление постоянного режима международного мониторинга по всей линии соприкосновения.

Мир и безопасность в регионе нуждаются в решительной защите – защите от страдающих комплексом Мелика-Шахназара (про него и не только — читайте «Меликства Хамсы» Раффи) внутренних интриганов, провокаторов и мошенников от «стратегического союзника» и застрявших в средневековье дикарей», — пишет эксперт.