Freestyle

Политолог: В Азербайджане кажется, что попытками «затащить» Москву в регион — получат желаемое

Последние дни июля прошли под знаком нового обострения ситуации на северо-восточном участке границы Армения-Азербайджан, примечательного в нескольких смыслах, пишет известный политолог Рубен Меграбян на страницах газеты «Аравот«.

«Прежде всего, от этого «стресс-теста» в Армении еще раз стало понятно, что организация под названием ОДКБ не может позволить себе даже дежурного заявления о выстрелах, произведенных по территории своего союзника, и по данной теме этого уже достаточно, чтобы бессмысленно не перегружать текст.

А МИД нашего стратегического союзника, России, заверил, что «действительно озабочено» обострением, и это произошло несколько дней спустя после обострения, и здесь также, собственно, добавить больше нечего.

После встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне, по итогам которой 20 июня было обнародовано совместное заявление трех сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, поведение Баку показывает, что ход событий Алиеву не так уж и по душе.

По сути, посредники призвали стороны избегать провокационных действий, в том числе действий с вовлечением снайперов и инженерных работ. Отмечается также, цитата: «В ходе беседы с сопредседателями министры иностранных дел договорились, что необходимо использовать имеющиеся пути прямой связи, чтобы оперативно реагировать для снижения риска эскалации».

Касаясь итогов Вашингтонской встречи, глава МИД Азербайджана Мамедъяров сказал две важные вещи, не считая известные клише: о выстрелах и миротворцах. Он говорит, что для успешного хода переговоров вовсе необязательно, чтобы на границе был мир: «Не согласен с мыслью о том, что невозможно продолжать обсуждения в условиях роста напряженности в прифронтовой зоне» (Азертадж, 24.06.2019). То есть, господин Мамедъяров и его шеф, несмотря на поставленную под соглашением об установлении режима прекращения огня азербайджанскую подпись, считают вполне нормальным, что должен быть рост напряженности, и они «продолжат обсуждения», что если перевести с дипломатического на простой азербайджанский, получается: «Стреляю – хорошо и делаю, когда захочу – буду стрелять».

А после заявлений Мамедъярова о миротворцах, что тем не менее не нашло места в его интервью государственному агентству Азертадж, это дало повод некоторым «занимающимся» Кавказом «самодеятельным» и маргинальным российским ресурсам выпустить «аналитику» о том, что Баку «согласился» с идеей миротворцев, «остается» Ереван, «мяч на поле Еревана» и т.д.

То есть Мамедъяров в первый же день отступился от своего же «выстрела» на тему миротворцев, однако, этого похоже оказалось достаточно, чтобы закамуфлировать «выстрел» о выстрелах.

Долго ждать не пришлось, и примерно месяц спустя они выстрелили на армяно-азербайджанской границе, а Баку выступил с сенсационным «открытием». Пресс-секретарь азербайджанского МИД Лейла Абдуллаева объявила, что виновником их выстрела является армянская сторона, поскольку, по сути, не следует капризам Баку и «к сожалению, вероятность возникновения таких инцидентов очень высока». И Абдуллаева еще и обращается к нам с советом: «Единственный путь предотвращения таких случаев заключается в обеспечении вывода вооруженных сил Армении с территорий Азербайджана».

Итак, на что же надеется Баку? Что армяне будут впечатлены их «советами»? Или же впечатлены выстрелами, и чтобы больше не стреляли – подарят Арцах Алиеву? Понятно, что не произойдет ни одного, ни другого. Баку показывает, что недоволен создавшейся ситуацией, что его повестка в международных отношениях не является приоритетом, и что нужно подобным образом «напоминать» международное сообщество, что эта повестка тем не менее существует, и «сделайте же что-нибудь, и держите нас, а то мы ненормальные», «народ требует приказа, мы еле сдерживаем» и т.д.

Кроме того, судя по направлению стрелок азербайджанской пропаганды, Баку надеется, что «Пашиняну Россия не доверяет», стало быть, «богатый» и «духовно близкий» Азербайджан может быть более выгодным партнером, следовательно, надо «уговорить» Москву, чтобы она согласилась таскать каштаны для Баку из «костра» карабахского конфликта.

Конечно, никто не может запретить Баку лелеять какие-то надежды, однако, это тот случай, когда Баку может воспринять какие-то неправильные сигналы или неправильно понятые сигналы как действительность и не только довести регион до хаоса, но и самого себя до катастрофы.

В Азербайджане кажется, что попытками «затащить» русских в регион получат желаемое, и созданием неуместного пограничного конфликта с Грузией, оказанием давления на Грузию на армянские темы в Баку кажется, что тем самым они «подслащивают» свою наживку. Тогда как самое последнее, что интересует Россию – это то, что хочет или не хочет Азербайджан, когда в одной ее части горит, в другой – ушло под воду, рубль обваливается, а миф «спасителя» с хозяина Кремля улетучивается.

Когда за последнее столетие держащая Кавказ в неволе Россия ослабевала, а империя начинала руководствоваться черносотенными «ценностями», жизнь показала, что в регионе у нее был один верный союзник, не считая агентов. Это была и остается ослепленная ненавистью к армянам, мракобесная, жаждущая погромов толпа в Азербайджане с ее лишенными идеализма люмпен-вождями. Сегодня также, у России на Кавказе есть заложники, но не союзники, кроме одного: это «духовно близкий» алиевский Азербайджан, который со всей внутренней убежденностью тащит Россию в регион в надежде решить вопросы за наш счет.

В Баку читать не любят, иначе прочли бы, если забыли, что случилось после того, когда на всем Кавказе оказались единственными, кто почти единогласно проголосовал за сохранение СССР. Когда российские войска проводили операцию «Кольцо», депортируя армян, генерал Сафонов в Арцахе был занят террором в пользу Азербайджана, а азербайджанский «ОМОН» был занят только грабежами и мародерством, в Баку тогда тоже казалось, что «сила есть – ума не надо», и еще «когда захотят и сколько захотят – выстрелят».

Баку может, но не должен возлагать надежды на российские имперские рефлексы, думая, что может их повернуть против Армении: они весьма склонны к измене, как ветер мая. Армяне же, с другой стороны, не впечатлены их выстрелами, более того, могут ответить асимметрично, и армянский выстрел может порвать им трубу, ставшую верой-надеждой-и-любовью наследственной чекистской диктатуры, поставив Баку перед разбитым корытом. Не победив свою собственную диктатуру, не победив самих себя, Азербайджан просто не имеет шансов победить Армению и армян. А когда победят самих себя, то станет ясно, что вопросы решаются не на плоскости победить-не победить армян, а на совершенно другой. Стоит все же посмотреть в зеркало, в широком смысле, и попытаться сделать выводы в контексте 21-го века, отставив в сторону пустые надежды. Однако, к сожалению, судя по ходу событий, пусты также надежды, что это произойдет», — говорится в статье.

Источник: Аравот

Аспекты.net