Freestyle

СМИ: Московский гвалт и «химия»

Возвращение Роберта Кочаряна в тюрьму решением Апелляционного суда поневоле открыло новую страницу в новейшей истории армяно-российской «вековой дружбы».

Непонятно с чего, но Москва похоже лелеяла надежду, что после двукратного ареста и освобождения Кочарян может оставаться на свободе и продолжать свою роль «гибридного» раздражителя в армяно-российских отношениях.

Специализировавшийся на армянском направлении и претендующий на титул «друга армянского народа и Арцаха», впрягшийся в дело разъяснения наших интересов нам же самим, российский депутат, оказавшийся под международными санкциями Константин Затулин последние годы в вопросах касательно Армении стал выполнять ту же роль, что Жириновский по всем другим и вообще. Однако, будучи обделенным тонкостями непринужденного ума и безудержного характера Владимира Вольфовича, господин Затулин всегда попадает в свой же капкан, поневоле выдавая в режиме фальстарта замыслы и «мыслительные маневры» Кремля, что вряд ли входит в планы Москвы. В итоге получается весело и смешно, а в сухом остатке – некомпетентно и непрофессионально, приводя к тому, чего хотел избежать, судя по предмету его якобы озабоченности, господин Затулин, и в чем, то есть якобы в некомпетентности и непрофессионализме, он обвиняет премьер-министра Пашиняна.

Изложив изданию 168.am свои эти «озабоченности», Затулин, фактически, требует прекратить уголовное преследование Роберта Кочаряна, поскольку тот, видите ли, «принц» и «королевских кровей», а также не трогать «индийских коров» российского бизнеса в Армении – «Газпром» и РЖД в лице их армянских дочерних предприятий-монополистов, а у Пашиняна требует еще и демонстративно не игнорировать «мнение арцахских товарищей Кочаряна по оружию», поскольку «это небезопасно и для Армении, и для Арцаха».

И вот, согласно господину Затулину, «премьер Армении не обращает внимание на дружеские сигналы из России: Никол Пашинян совершенно точно знает, что Роберт Кочарян относится к числу ближайших друзей Владимира Путина. Казалось бы, стоит ли хорошее отношение с Владимиром Путиным мессы? Ан нет. Очень жаль…»

Стало быть, господин Затулин желает, чтобы Пашинян обратил внимание на российские «дружеские сигналы» о том, что «химия» Кочарян-Путин должна доминировать над всеми другими аргументами, эта «месса» должна быть прекращена, законодательство должно быть отложено в сторону, обвинение по статье о свержении конституционного строя, подкрепленное показаниями сотен людей, должно быть объявлено недействительным, чтобы господин Затулин и его армянский «фан-клаб» вдруг не «озаботился»? И вы это называете межгосударственными отношениями?

Бизнес-партнер Кочаряна, основной собственник компании АФК «Система» Владимир Евтушенков также присоединился к «озабоченному хору», назвав судебный процесс «явно политическим». И трудно не вспомнить «разъяснение» Посольства РФ в Армении, после которого посла Копыркина пригласили в МИД Армении и «с ним была проведена беседа в контексте невмешательства во внутренние дела Армении». Посольство «нашего стратегического союзника» представило встречу Копыркин-Кочарян в ряду «контактов с политическими и деловыми кругами», то есть, нужно понимать уже, что встреча с Кочаряном содержала и «политический», и «деловой» элемент.

Обо всем об этом уже сказано многое и многократно, что короткое время спустя и давно отрефлексировано и устарело, в силу информационно-телекоммуникационной революции. Однако, одно обстоятельство все же нужно рассмотреть отдельно.

Господин Затулин отмечает, что «справедливости ради следует отметить, что лично премьера Никола Пашиняна нельзя упрекнуть в нежелании выстраивать отношения с лидером России Владимиром Путиным: они часто созваниваются и встречаются. Но такое впечатление, что в силу перечисленных выше причин говорить о полном взаимопонимании и доверии между партнерами не приходится. А это отражается, по-разному конечно, на сейсмоустойчивости всей архитектуры российско-армянских отношений».

В ранние 90-ые отношения Армении с Москвой также были неоднозначными. «Центр», который был нацелен на подавление движений за независимость и сохранение империи, созданной на крови, несвободе и мучениях, симпатизировал не Армении, избравшей путь Независимости и суверенитета, а проголосовавшему почти единогласно за сохранение СССР Азербайджану, тогда как демократические круги имели симпатии противоположного характера. Кремль тогда тоже «не доверял» идущей к Независимости Армении, антиармянски были настроены черносотенные круги России, которые обычно активизируются тогда, когда слабеет империя.

Конечно, отношения Армении с Россией чрезвычайно важны, независимо от того, какова эта Россия или же что будет на ее месте. И необходимо иметь в виду, что Никол Пашинян и его правительство, сколько бы затулины ни передавали «дружеских сигналов», скажем, Сержем Саргсяном не станет, не может стать, поскольку это противоестественно и противоречит разуму. Следовательно, реалистичная задача не в том, чтобы Россия нам начала «доверять» как при Роберте Кочаряне, поскольку это невозможно по природе. Доверие придет лишь тогда, когда Арменией и Россией будут руководить люди в политических командах, руководствующихся одной и той же системой ценностей. Реализм в том, что молодая революционная команда в Армении должна сохранять ровные отношения с обросшими советской плесенью невежественными и мракобесными, жадными и закомплексованными, стареющими и ворчливыми чекистами, смягчая все возможные кризисы, а параллельно с этим – пытаться диверсифицировать политики: безопасности, внешнюю, внешнеэкономическую, оборонную и др., очистить страну от политического и цивилизационного мусора, повысить самодостаточность.

Ну а так, Затулин как-то должен пережить эту новую «химию» и попытаться свыкнуться с неизбежной действительностью. Более доброго и реалистичного совета для господина Затулина просто не существует и не может существовать. Рубен Меграбян, Газета «АРАВОТ»