Freestyle

СМИ: о финале Лиги Европы в Баку: Не маленький «кошмар» — для региона и цивилизации

Прошедшие дни прошли под знаком скандальной истории международного масштаба в связи с участием в финальном матче Лиги Европы в Баку капитана национальной сборной Армении, полузащитника лондонского «Арсенала» Генриха Мхитаряна, точнее – неучастием.

Вопрос давно уже не персональный или сугубо спортивный. Он перешел в политическую, правозащитную плоскость, плоскость международной коррупции и просто морали.

Проблема, конечно, не только в том, почему Мхитарян не примет участие в решающем матче, а в том, комплекс каких причин вынудил армянского футболиста принять именно такое решение даже тогда, когда режим Алиева официально заявил о гарантиях безопасности.

Конечно, эти «гарантии» нужно поместить в кавычки после того, когда стало известно, что большой группе британских болельщиков Баку отказал во въездных визах, поскольку они имеют или предположительно имеют армянское происхождение, и цена гарантий Мхитаряну, соответственно, равняется нулю. Подчеркнем, что речь идет о гражданах не Армении, а Британии, которые имеют или могут иметь армянское происхождение. Если это не расизм, не нацизм, то тогда что такое расизм и нацизм?

Эти развития просто выставили напоказ, и международная пресса также затронула данный вопрос, что в лице алиевского Азербайджана, претендующего на то, чтобы считаться «самым толерантным» обществом и государством, имеем дело с общностью, заимствовавшей подходы Альфреда Розенберга, вождь которого – президент Ильхам Алиев, и его первый, а также самый любимый заместитель – вице-президент Мехрибан Алиева с их подчиненными и медиа-наемниками в деле представления «добродетелей» этой общности и очернения ее «врагов», общественного оболванивания один к одному заимствовали методологию Йозефа Геббельса.

Проще говоря, имеем дело с какой-то неряшливо-стадной модификацией фашизма, лучшим символом которого является Рамиль Сафаров, и все это – просто бедствие для всего региона, имеем дело с арменофобией на государственном уровне, со всеми проявлениями расизма, а предпринятый sportwashing, то есть «отмывание грязного лица через спорт», просто не может изменить всех этих восприятий, ведь мы живем не в 1936-ом, а в 2019-ом году.

Бывший главный тренер «Арсенала», легендарный Арсен Венгер бакинский финал назвал «маленьким кошмаром» для болельщиков. Матч завершится, и на следующий же день этот маленький кошмар пройдет, британские болельщики и спортсмены вернутся на родину, но с реалиями останемся мы, останется регион.

Главная проблема руководства и общества Азербайджана в том, что мерят мир своим же аршином, и им кажется, что все страны – такие же, как они, или должны быть, как они, что времена полуграмотных ханов и беев продолжаются, но потом удивляются и приходят в ярость, когда вдруг видят, что, мягко говоря, это не так. И в этом смысле финал в Баку выносит серьезные изъяны в восприятиях азербайджанского общества, требующие отдельного рассмотрения.

Это извращенное мировосприятие, как мы видим постфактум, за годы советской власти и после нее не «излечилось», а приняло латентные формы, упакованные в «коммунистическую», а затем «демократическую» обертки. В историческом плане это длилось совсем недолго, и сейчас все вернулось на круги сво я, вновь вспомнили «славные» времена, когда шахиншахи просто истребляли или выселяли нелояльные народы, а вместо них селили лояльных кочевников, также поощряя отуречивание малых народов. А затем дело дошло до того, что персидское государство «академиками» из Баку стало считаться «азербайджанской империей», и отсюда и зачаты ряд цирковых «научных тезисов» типа «Ереван – историческая азербайджанская земля», которые отвергает даже Википедия.

Первым же союзником советской власти, оказавшейся в международной изоляции с первых же дней своего существования, стала кемалистская Турция, и большевики на пути мировой революции, а также ее экспорта на Восток, сразу же оценили «пролетариев»-кочевников Ширванской равнины, зараженных пантуранистскими идеями, у которых не было ни письма, ни литературы, ни фамилий, и они стали большими подарками друг для друга. Для вот этой общности большим подарком был и Арцах, где они даже и не жили. И нисколько не удивительно, что именно в советские годы родились мифы об «азербайджанстве» персидского гения Низами и алеппского туркомана и суфия Насими, о Кавказской Албании как «историческом наследии» Азербайджана, и все это обильно «смазывалось» бакинской нефтью, которая была надеждой всей советской империи вплоть до 50-ых.

Конечно, аппетит приходит во время еды, и понятно, что главной преградой для удовлетворения этого аппетита стали «душманы»-армяне, и это восприятие в современном виде оформилось неудачами в Карабахской войне, затем разогрелось историей «героя» Сафарова, позором Апрельской войны, когда столкнулись с общенациональной яростью и самоотверженной обороной армян, и положив около 600 человек, были отброшены и обратились к русским, чтобы еще 2-3 района не потерять.

Ну хорошо, с армянами все ясно, ясно, почему они «душманы», почему не ценят титанические усилия их «самого гуманистического» и «самого толерантного» государства и исключают в какой-либо форме, кроме горизонтальных отношений, возможность иметь дело с этим государством. Хорошо, а что случилось в отношениях с грузинами? А случилось то, что административная граница, проведенная полуграмотными большевистскими чиновниками, когда стала государственной, один из самых ярких памятников грузинского христианства и древней культуры – монастырский комплекс Давид Гареджи, оказался на территории Азербайджана и был объявлен «албанским христианским», а стало быть «древнеазербайджанским», гора, на которой был построен Давид Гареджи, стала называться «Кешикчидагом», и начали создавать проблемы для грузинских священнослужителей и паломников, проводить демонстративные акции, что, естественно, в грузинском обществе вызвало справедливое возмущение, а у некоторых – еще и иронию, когда монастырь Давид Гареджи в духе азербайджанской пропаганды назвали «церковью Святого Ильхама».

Конечно, на грузинской стороне склонны считать, что за разжиганием страстей стоят русские, а на азербайджанской стороне считают, и это неудивительно, что все подстроили армяне и «скрытые армяне». Тогда как, никто не обращает внимание на сельджукскую наглость, ставшую политической практикой азербайджанских властей как внутри страны, так и во внешних ее вопросах. И совершенно не исключено, что русские воспользуются этим в рамках своей неоимперской стратегии. А армян обвиняют в том, что «злорадствуют», подливают масла в огонь, тогда как совершенно не в интересах Армении, чтобы на Южном Кавказе возник еще один конфликт, причем в считанных километрах от границ Армении, в результате которого Грузия может хоть незначительно ослабеть. Следовательно, нет повода и для злорадства, есть повод для глубокой тревоги и желание, чтобы проблема днем раньше нашла решение. Однако, это не тот случай, когда одних добрых намерений может быть достаточно, и избегать того, чтобы называть точный диагноз полностью, может оказаться достаточным для временного решения, чтобы успокоить страсти, однако, все равно, ситуация некоторое время спустя может накалиться вновь.

Создавшуюся вокруг финального матча ситуацию Арсен Венгер назвал маленьким «кошмаром» для болельщиков, но как мы видим, этот маленький «кошмар» не свалился с небес, а является производным от далеко не маленького «кошмара», который называется алиевским Азербайджаном со всей ее сегодняшней общественно-политической тканью, берущей начало с советских лет, с порождения КГБ «общенационального лидера», статуи которого торчат в каждом селе Азербайджана, пропитанной дремучей конспирологией, пантуранским шовинизмом и тотальным презрением к гражданским идеалам.

Сколько бы мы ни говорили о возможности трансформации Азербайджана в контексте «подготовки народов к миру», становится очевидным, что наследственный режим Алиева – не причина воцарившихся там реалий, а следствие, и что вся ткань целиком больна, и без денацификации этот режим – просто проблема не только для армян, но и зло для региона и цивилизации.

Рубен Меграбян, «Аравот«