Аналітика

Военный эксперт о карабахском конфликте: «Война гораздо ближе, чем многие думают»

Armyanskaya-armiyaЗаместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин на страницах «Независимого военного обозрения» проанализировал историю карабахского конфликта и представил свое видение о перспективах его перехода в активную военную фазу.

«Вдаваться в историю Нагорного Карабаха, выясняя, кому он должен принадлежать «по справедливости», совершенно бессмысленно. Тем более что обе стороны давно выстроили свои стройные, безупречные и взаимоисключающие системы аргументации по данному вопросу, от которых не откажутся никогда и ни при каких обстоятельствах», — отмечает эксперт.

«С точки зрения современных норм международного права налицо классическое и неразрешимое противоречие между принципом нерушимости границ (оно здесь в пользу Азербайджана) и правом наций на самоопределение (в пользу Армении)», — пишет он.

Однако, как считает политолог, применительно к карабахскому случаю здесь есть определенное лукавство: ведь распад СССР полностью нарушил принцип нерушимости границ, реализуя при этом право наций на самоопределение.

Аналитик задается вопросом о том, почему союзные республики имели безусловное право на выход из состава СССР, а автономные республики и области не имели права на выход из состава союзных республик.

«…Если в историческом контексте искать в карабахском конфликте правых и виноватых смысла нет, то в контексте распада СССР несколько более правыми все-таки надо признать армян – они по крайней мере были более последовательными, следуя исключительно праву на самоопределение. Азербайджан же, безусловно, признавая это право для самого себя, полностью отказал в нем Карабаху», — подчеркивает он.

Храмчихин проанализировал ситуацию, которая привела к широкомасштабным боевым действиям в зоне карабахского конфликта. Среди прочего, он указал на то, что в мае 1992 года Армения — в отличие от Азербайджана – вошла в число стран, подписавших с Россией Договор о коллективной безопасности.

«Это фактически обезопасило ее от вмешательства в войну Турции на стороне Азербайджана (о чем Анкара заявляла в это время уже почти открыто)», — пишет он.

Аналитик отмечает, что азербайджанская армия постоянно пыталась переходить в наступление на различных направлениях, но все ее атаки почти сразу вязли в армянской обороне, контрнаступления армян оказывались гораздо успешнее.

«В феврале 1994 года азербайджанская армия развернула крупномасштабное наступление с севера на Кельбаджар с целью вернуть все захваченные районы собственно Азербайджана и вновь отрезать НКР от Армении. Наступление велось в тяжелейших природных условиях (высокогорье, низкие температуры, снежные заносы). Поначалу азербайджанцы добились успехов, сумев глубоко вклиниться в армянскую оборону. Но почти сразу последовал армянский контрудар, который привел к полному разгрому азербайджанских войск. Эти события, случившиеся четверть века назад и известные как сражение за Омарский перевал, оказались решающими в ходе всей войны. Стало ясно, что у Азербайджана нет шансов на победу», — напоминает политолог.

Отметив, что в начале мая 1994 года стороны подписали при посредничестве России соглашение о прекращении огня, которое действует до сих пор. Храмчихин пояснил, что линия фронта фактически превратилась в государственную границу.

«Армяне одержали полную победу. Под их контролем оказалось в целом 13,4% территории Азербайджана. От территории бывшей НКАО они контролируют 92,5%, а от территории провозглашенной в январе 1992 года НКР (она, как было сказано выше, больше НКАО) – 85%. Соответственно азербайджанцы удержали небольшие территории на северо-востоке бывшей НКАО, зато потеряли районы, не относившиеся к Карабаху, расположенные между этой республикой и территориями Армении и Ирана», — пишет он.

В итоге, по словам эксперта, НКР в ее нынешнем виде получилась весьма компактной и удобной для обороны. За прошедшие два десятилетия на ее границах выстроены мощные укрепления, штурмовать которые будет исключительно сложно. При этом территории Армении и НКР полностью зачищены от азербайджанцев, территория Азербайджана – от армян.

«Между двумя странами и народами сохраняется обстановка острой взаимной ненависти, их позиции по разрешению конфликта остаются взаимоисключающими. НКР до сих пор никем не признана, но практически полностью интегрирована с Арменией. Сложившийся статус-кво вполне устраивает армян, но совершенно неприемлем для азербайджанцев, которые благодаря значительным нефтяным доходам стремительно наращивают военный потенциал. То, что рано или поздно война за Карабах возобновится, практически не вызывает сомнений. А вот ее исход предсказать исключительно сложно. Тем не менее тенденция к обострению обстановки в последнее время налицо. Возможно, что война гораздо ближе, чем многие думают», — резюмировал Храмчихин.