Freestyle

«Армения и Украина: не время для споров» — эксперт

После столкновений на армяно-азербайджанской границе многие страны и международные организации сделали официальные заявления. Об этом пишет эксперт Грант Микаелян на страницах «Кавказского узла».

«В большинстве случаев эти заявления были нейтральными и призывали к примирению и прекращению огня. В то же время, несколько заявлений имели одностороннюю направленность. В пользу Армении высказались несколько стран Латинской Америки, Греция, Кипр и Франция на уровне парламента, а в пользу Азербайджана – Турция, Пакистан, Молдова, Венгрия и Украина, а также ряд организаций, таких как организация неприсоединившихся, тюркская конференция, исламская конференция и ГУАМ.

От Турции, Венгрии и Пакистана ничего иного не ожидали; с этими странами у Армении нет дипотношений, заявление Молдовы просто не заметили, а вот выступление МИД Украины в Армении восприняли негативно. Молодежное крыло «Дашнакцутюн» устроило акцию у посольства Украины в Армении борщом. Естественно, это может вызвать ответные эмоции и в Украине», — отмечает он.

Эксперт провел подробный исторический экскурс по голосованию стран друг против друга на международных площадках, напомнив, что все началось не 2014-м а в 90-х. «Здесь надо признать, что Украина и Армения имеют богатый опыт голосования друг против друга. Еще с 1990-ых гг. Украина голосовала солидарно с Азербайджаном на Генассамблее ООН, а в 2014 году Армения проголосовала против позиции Украины по Крыму. С тех пор эти голосования являются системными и вряд ли эту позицию удастся как-то поколебать. В этом отношении довольно мало что можно изменить – несмотря на смену власти в Армении и Украине в 2018-9 гг. на более умеренных в отношении друг друга лидеров. Конечно, можно было бы сказать, что Украина естественным образом поддерживает Азербайджан как сторону, потерявшую территории, таким образом подкрепляя принцип территориальной целостности, но что же она делала до 2014 года, когда еще сама не сталкивалась с территориальными проблемами?».

Эксперт подробно обратился к теме Крыма и Карабаха, указав на отличие ситуации.

Вернувшись к украинской позиции по поводу недавних столкновений на границе Армении и Азербайджана, отмечая, что украинская позиция в отношении столкновений в июле 2020 года выбивается из общей логики. «В данном случае речи о территориальной целостности Азербайджана не идет: инцидент произошел внутри территории, признанной за Республикой Армения и вообще на границе Армении и Азербайджана, в ста километрах от границы Нагорного Карабаха. Здесь можно предположить, что: (а) украинский МИД просто не разобрался в чем дело и использовал старые заготовки и (б) в украинском МИДе есть группы интересов, которые подменяют позицию государства. Об этом говорил эксперт Илия Куса, глава совета по реформам Михаил Саакашвили».

По мнению эксперта, помимо общей, скорее протурецкой, позиции украинского МИДа по поводу Карабахского конфликта, а также Геноцида армян, стоит обратить внимание на несколько обстоятельств. «В Украине у Армении много друзей. Во-первых, это, естественно, армянская община, сильно увеличившаяся в численности за постсоветские годы и еще находящаяся в процессе укрепления. Во-вторых, это люди, действительно разбирающиеся в ситуации в регионе, и адекватную позицию по армяно-украинским отношениям высказывают многие политологи и даже политики Украины. В-третьих, каждый раз после опрометчивого заявления тех или иных официальных кругов (которые в свою очередь не всегда учитывают собственный статус и ответственность), многие украинцы высказывают отличную от этой позицию. Так было и сейчас. Например, собственное мнение высказали: депутат от фракции «Слуга народа» (СН) Дарья Володина, независимый депутат (избравшийся от СН) Антон Поляков, депутат от СН, глава группы дружбы с Арменией Артем Дмитрук, а также депутат от «ОПЗЖ» Олег Волошин».

Возвращаясь к теме взаимоотношений двух стран, Микаелян указал на позиции, которые могут помешать. «В свою очередь и в Армении всегда положительно относились к Украине; у многих есть и личный опыт, и связи с Украиной. Поэтому острая реакция в Армении на комментарии внешнеполитического ведомства Украины, а также острая реакция в Украине на голосования Армении, на мой взгляд, лишь помешает установить дружеские отношения между странами. На сегодня определенное расхождение внешнеполитических позиций есть, его надо признать, работать над его минимизацией, но и выработать некоторую толерантность к такому несогласию».

«Спорить из-за этих несогласий не нужно и по более практической причине. Армении и Украине вообще не нужны никакие разногласия. Странам банально нечего делить: у них не пересекаются интересы ни в одной из сфер, ни в энергетике, ни в политике, ни в экономике, ни в культуре, ни где-либо еще. А совпадение интересов есть. Вопрос не в том, чтобы объединяться «против кого-то». Армении — это, например, совсем не нужно. В посткоронавирусном мире, возможно, это станет менее актуальным. Куда более актуальным может быть объединение во имя чего-то; в данном случае ради совместного развития. Причем сотрудничество нужно строить в первую очередь на двусторонней основе. Странам есть что предложить друг другу с точки зрения туризма, сельского хозяйства, промышленности, рынков, связей в соответствующих регионах, и в определенной степени в вопросе сотрудничества в международных делах и европейской интеграции, хотя это направление сегодня и выглядит самым неперспективным.

Рынки друг друга не очень велики, но все еще существуют, и на них можно добиться заметного роста, выгодного для обоих стран, и роль некоторых проводников в этом отношении могут выполнить армяне Украины, а также немногочисленная украинская община в Армении. Эти рынки знакомы друг для друга и, что самое главное, на них нет нетарифных ограничений, когда вроде бы рынок открыт, а войти на него оказывается почти невозможно. Здесь возможность ограничена лишь фантазией и номиналом производимых товаров. На фоне экономических затруднений это становится лишь еще актуальнее. У Армении и Украины нет времени для споров; не будет его и в будущем», — говорится в аналитическом материале Гранта Микаеляна.