Freestyle

СМИ: президента Азербайджана обвиняют в подписании документа о «капитуляции»

Есть азербайджанцы, которые обвиняют президента Азербайджана в подписании документа о “капитуляции”, пишет Эмма Габриелян на страницах газеты «Аравот».

«У президента Азербайджана Ильхама Алиева, безусловно, есть серьезные опасения. Недовольство заявлением от 10 ноября усилилось среди азербайджанских экспертов, проживающих за рубежом. Некоторые обвиняют его в подписании документа о “капитуляции”, утверждая, что “русские оккупировали Нагорный Карабах” и что Алиев стал марионеткой в ​​руках как Москвы, так и Анкары.

И теперь Алиев пытается развеять подобные мнения. В Азербайджане также есть определенный класс, недовольны репрессиями и ужасающими зверствами, совершенными в азербайджанской армии после апрельской войны в 2016 г.. Азербайджанские эксперты за рубежом, бывшие правозащитники, говорят, что Алиев рано или поздно ответит на основании этих фактов, и даже считает, что он потеряет власть.

После окончания войны в Нагорном Карабахе осенью прошлого года и подписания трехстороннего заявления в чрезмерной активности Алиева есть несколько искусственных нюансов. В каждом из своих выступлений, с одной стороны, есть «свидетельства победы» азербайджанской армии, с другой — он так много говорит об этом, что кажется, что он не верит в эту «победу» или чувствует себя обязанным доказать его собственному обществу, что они в долгу перед ним, а не перед другими.

Кого боится Алиев, о чем он так беспокоится, кто его наставники, за кого он отвечает на этом послевоенном этапе? 13 апреля в Азербайджанской дипломатической академии “Новый взгляд на Южный Кавказ”: Конференция “Развитие и сотрудничество в постконфликтный период” демонстрирует некоторые аспекты выступления Алиева, чтобы доказать, что Алиев действительно находится под давлением, и его мысли начали противоречить друг другу.

Алиев, который уже несколько месяцев предъявляет территориальные претензии к Армении, заявил, что с Арменией может быть подписано соглашение о примирении: “Мы думаем, что страница конфликта закрыта. Я уже несколько раз говорил о возможности мирного соглашения с Арменией”. При этом он констатирует, что ситуация в регионе по-прежнему остается нестабильной: “Ситуация после войны остается нестабильной. Прекращение огня остается в силе, но, несмотря на это, мы все еще сталкиваемся со многими проблемами послевоенного развития”. Он также призвал армянское гражданское общество к сотрудничеству в области мирного строительства в регионе: “В то же время мы должны смотреть в будущее. Здесь мы ожидаем большего взаимодействия со стороны гражданского общества Армении … Конфликт разрешен, и мы должны смотреть в будущее”.

С одной стороны, Алиев заявляет, что готов подписать мирное соглашение по Карабаху, но сразу указывает на “виновника” его невозможности, говоря, что не видит ответа с армянской стороны и подчеркивает, что “достаточно открытые вопросы остаются” на урегулировании нагорно-карабахского конфликта. В то же время он заявляет, что “вызывает беспокойство модернизация армянской армии”. Затем он заявляет, что Азербайджан не имеет территориальных претензий к Армении, но советует молодой азербайджанской молодежи “вспомнить историю” и начинает “курс” истории со следующим акцентом: “Зангезур — древняя азербайджанская территория” и “Передана Армении в 1920 году”. По его словам, территория озера Севан и даже Еревана также является азербайджанской: “Но это не значит, что у нас есть территориальные претензии. Да, я даже объявил, что мы вернемся туда. Да, я сказал это. Но я не говорил, что мы вернемся с танками”. Затем он объясняет: “Если мы вернем Зангезурский коридор, если мы воспользуемся этой дорогой, я думаю, что наступит время, когда мы вернемся и в Ереван. Мы всегда будем помнить нашу историю. Но у нас нет территориальных претензий ни к одной стране мира, в том числе к Армении”. Другими словами, Алиев, который утверждает, что выступает против территориальной целостности Армении, якобы переделывает свои прежние заявления, показывая, что он имеет в виду желание жить в мире и общаться с армянами, а не новую войну.

Фактически, Алиев стремится сформировать здравое мнение о ненужности российских миротворцев за очень короткий период времени. Вот его намек в этом направлении: “На государственной границе между Арменией и Азербайджаном в Товузе, Казахстане, Агстафе нет миротворцев, и ничего не происходит. Более того, азербайджанские пограничники стоят в 5 метрах от армянских сел Зангелан. И ничего не происходит. Армянская армия уничтожена, ее не существует”, — сказал он, отметив, что дорога Капан-Ереван не была закрыта как “проявление доброй воли”. “Кафан, это название того армянского города в Азербайджане. Есть даже табличка с надписью “Добро пожаловать в Азербайджан”. Я не знаю, почему это раздражает армян, мы просто хотим поприветствовать на нашей территории, это наша территория, они даже стреляли в том направлении. Мы могли заблокировать дорогу, но не сделали этого”, — сказал Алиев.

Другими словами, Алиев направляет еще одну дозу укола российской стороне, объясняя: “Вы нам не нужны, армяне и азербайджанцы спокойно смотрят друг на друга с 5 метров”. Напомним, накануне президент Азербайджана заявил, что разговаривал с президентом России об обнаруженных в Армении ракетах “Искандер-М”, которые Азербайджан “обнаружил в Шуши” через пять месяцев после окончания войны. Азербайджан сделал явный шаг против России, напомнив миру, что ракеты “М” есть только у России, поэтому больше не имеет значения, откуда они были запущены, сейчас важен вопрос к русским: “Почему против Азербайджана были применены российские ракеты?”

Мог ли Алиев в таком тоне создать тему “расчёта счетов” со стихийным публичным Путиным … Конечно, нет. Так что Алиеву пришлось это сделать.

Одним из искренних признаний является заявление Алиева о том, что некоторые страны разработали план его свержения. “Против меня были попытки государственного переворота. 2003 г. Фракция “Народный фронт” – “Мусават” хотела устроить военный переворот на площади Азадлыг, но этого не произошло, и народ его не поддержал. В 2005 году они хотели организовать в Азербайджане “оранжевую революцию”. У них уже были оранжевые браслеты. Привезли оранжевые палатки. Какая была цель? Цель заключалась в том, чтобы привести к власти предателей, передать Карабах армянам и возглавить Азербайджан”, — сказал Алиев ранее во время открытия парка военной добычи. По его словам, “в некоторых зарубежных столицах решено было свергнуть Ильхама Алиева”. “Это был период “оранжевой революции”. То тут, то там происходили революции. Теперь все могут увидеть, что случилось с этими революциями. Страны находятся в безвыходном положении, они не могут выйти из кризиса, кризис длится 15-17 лет. Эти страны вряд ли выйдут из кризиса”, — сказал Алиев.

Потом выяснилось, что Алиев обиделся на новую администрацию США … Азербайджан до сих пор не получал сообщения от новой администрации США, заявил президент Азербайджана на конференции 13 января и 13 апреля. Он также отметил, что госсекретарь США Энтони Блинкен ранее звонил премьер-министру РА Николаю Пашиняну: “Я не знаю, о чем они говорили, но баланс нарушен. Я не говорю, что жду от них звонка, но они представляют Минскую группу. Соединенные Штаты должны придерживаться сбалансированного подхода”. По его словам, пока единственное сообщение, полученное от администрации США, — это поздравление президента США Джо Байдена с Новрузом.

До недавнего времени Алиев, считавший деятельность Минской группы ОБСЕ бессмысленной и неэффективной на протяжении всей истории карабахского урегулирования, и который в последние месяцы неоднократно заявлял, что нагорно-карабахский конфликт урегулирован, а статус Карабаха определен, на той же конференции он заявил, что Баку ожидает от Минской группы ОБСЕ представления предложений по установлению мира в регионе. “Я надеюсь, что они скоро придут к нам с некоторыми предложениями, и мы внимательно их изучим”, — сказал он, редактируя свои прежние слова с этой точки зрения. Он пояснил, что не настаивает на том, что Минская группа ОБСЕ больше не нужна, в новых условиях они могут поддержать дальнейшее установление мира в регионе. По его словам, Минская группа может сыграть роль в постконфликтной ситуации, но “не как группа, которая занимается урегулированием конфликта, он уже урегулирован”, а в плане достижения мирного соглашения с Арменией. Алиев сказал, что международные игроки могут поддержать демаркацию границ, демилитаризацию и установление сотрудничества.

Видимо, Алиев прекрасно понимал, что готовится совместное заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, несмотря на то, что он 5 месяцев повторял, что нагорно-карабахский конфликт урегулирован, Минская группа была бесполезным, неэффективным форматом, и через несколько дней после подписания трехстороннего заявления он сказал сопредседателям перед камерами не больше и не меньше в таком тоне: “Я не приглашал вас, я не знаю, зачем вы пришли, но когда вы приедете, я послушаю”.

Однако вечером 13 апреля сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором приветствовали продолжающийся прогресс конструктивных дискуссий по разблокированию транспорта в регионе, однако сторонам напомнили, что необходимы дополнительные усилия для решения остающихся вопросов и создания атмосферы взаимного доверия, способствующей прочному миру: “Сюда входят вопросы, связанные с возвращением всех военнопленных и других задержанных в соответствии с международным гуманитарным правом, обмен всей информацией, необходимой для эффективного разминирования зон конфликта, снятия ограничений на въезд в Нагорный Карабах, в том числе для представителей международных гуманитарных организаций, сохранение и защита религиозного и культурного наследия, а также содействие прямым контактам и сотрудничеству для затронутых конфликтом сообществ и другие меры по укреплению доверия”.

Посредники подчеркнули, что особое внимание следует уделить достижению окончательного всеобъемлющего и прочного урегулирования на основе принципов, хорошо известных сторонам, и призвали стороны как можно скорее возобновить политический диалог на высоком уровне под эгидой сопредседателей. Посредники подчеркнули свое предложение о проведении прямых двусторонних консультаций, чтобы стороны могли совместно рассмотреть и согласовать структурную повестку дня с изложением своих приоритетов без предварительных условий.

Недипломатическим языком Россия, США и Франция напомнили Азербайджану, что они ожидают всеобъемлющего урегулирования конфликта “на основе хорошо известных принципов”, включая “самоопределение наций”, а также возобновления переговоров на высшем уровне под эгидой сопредседателей, то есть положить конец сепаратной “посреднической” деятельности Россия-Турция, которая превратилась в монополию», — пишет автор.