Freestyle

СМИ: «Золотая лихорадка» в Турции свидетельствует об экономических реалиях страны

«Золотая лихорадка» в Турции свидетельствует об экономических реалиях страны, пишет National Interest.

По словам одного из бывших руководителей центрального банка, турецкая экономика — это «медленное крушение поезда».

Турецкая лира, которая потеряла 20 процентов своей стоимости по отношению к доллару США в прошлом году, стала одной из худших валют в мире в 2020 году. Валютные резервы резко упали, если учесть обязательства Анкары перед местными банками. А «царя» экономики Берата Албайрака, зятя президента Реджепа Тайипа Эрдогана, не видели на публике с тех пор, как он ушел в отставку 8 ноября.

Лучшим показателем этого медленно развивающегося экономического кризиса является неистовая погоня турок за золотом. С прошлого года турецкие фирмы и розничные инвесторы почти утроили свои золотые запасы до 36 миллиардов долларов. Это в дополнение к 3000-5000 метрических тонн золота, которое они хранят дома, на сумму от 186 до 310 миллиардов долларов по текущим рыночным ценам. Стремление импортировать золото для удовлетворения растущего спроса нанесло ущерб торговому дефициту Турции, при этом дефицит в январе-ноябре увеличился до 45 миллиардов долларов, что почти вдвое больше, чем в прошлом году.

В регионе:

С учетом гиперинфляции, девальвации валюты и банкротства банков, граждане Турции развили сверхъестественное чувство грядущих рисков. Фактически, обращение турецкого общества к золоту может служить лучшим индикатором стресса в финансовой системе, чем обычные макроэкономические индикаторы, которые могут предсказывать траекторию развития системы, но не точное время.

Для турок золото долгое время было самой популярной формой сбережений, а также убежищем от системных кризисов. Недавний опрос турецкого филиала голландского банка ING показал, что для каждого четвертого гражданина Турции хранение золота и иностранной дома является лучшим способом сбережения. За лето спрос на сейфы вырос в четыре раза — до четырех тысяч в месяц. Помимо каждого четвертого турка, который хранит золото и валюту дома, еще 18 процентов откладывают деньги на золотые счета в банках.

Показательно то, что турки хранят больше золота дома, чем в банке, где они могут получать проценты. Растет понимание того, что депозиты владельцев счетов в золоте и иностранной валюте на сумму 258 миллиардов долларов больше не являются безопасными. Это связано с защитой турецкой лиры на 133 миллиарда долларов, которую осуществляют частично с помощью трюка с двойным свопом: центральный банк берет валютные депозиты у частных банков при первом свопе, а затем передает их государственным банкам ( в обмен на лиры) во втором свопе. Затем государственные банки продают валютные депозиты (в долларах), чтобы замедлить крах лиры.

Граждане Турции начинают опасаться, что они могут потерять свои валютные депозиты. Умные турки хранят свои сбережения дома, будь то в золоте или иностранной валюте.

Но пока обычные граждане стремятся сохранить свое богатство, Партия справедливости и развития Эрдогана (ПСР) находит новые способы воспользоваться золотой лихорадкой.

В октябре законодатели ПСР, несмотря на экологические проблемы, представили законопроект о продлении лицензий на добычу золота в Турции. За последние два десятилетия законодатели вносили поправки в горнодобывающее законодательство более двадцати раз в обход экологических норм.

Действительно, наблюдение за золотом имеет решающее значение для понимания того, как на самом деле работает Турция. В период с 2012 по 2013 год аналитики, которые следили за необычными данными Турции по импорту и экспорту золота, раскрыли масштабную схему по обходу санкций США против Ирана. В течение этих двух лет, как и сейчас, макроэкономические показатели Турции вводили в заблуждение: золото на сумму 14 миллиардов долларов, которое Турция, по утверждениям, экспортировала почти исключительно в Иран, и Объединенные Арабские Эмираты, на самом деле были платежами Анкары Тегерану за импорт природного газа, чем воспользовалось правительство Эрдогана. Вдохновитель схемы Реза Зарраб хвастался, что он «помог снизить дефицит текущего счета Турции». Турецкому государственному кредитору, участвовавшему в схеме, Halkbank, теперь предъявлены обвинения в федеральном суде Манхэттена за помощь в уклонении от санкций США против Ирана.

Однако Иран был не единственным партнером, причастным к махинациям турецкого правительства, связанным с золотом. В 2018 году экспорт венесуэльского золота в Турцию резко вырос, достигнув 900 миллионов долларов, потому что президент Николас Мадуро решил перенести аффинаж золота из Швейцарии в Турцию, чтобы избежать санкций США.

Увеличение спроса на золото в Турции, вероятно, приведет к еще большему «серому» внутреннему рынку, которым правительственные чиновники, возможно, захотят воспользоваться. В декабре 2019 года турецкое правительство объявило о планах ослабить правила, регулирующие импорт золота, разрешив, по словам Bloomberg News, «сертификацию и стандартизацию лома или незарегистрированного золота, которые люди могут иметь при въезде в Турцию».

В конечном итоге спрос на золото отражает реалии политической и экономической жизни Турции. С одной стороны, граждане стараются сохранить то небольшое богатство, которое у них есть. С другой стороны, хищная политическая элита ищет экономических выгод среди хаоса.

Скорее всего, обычные турки несут на себе основную тяжесть опрометчивой экономической политики и махинаций своего правительства, связанных с золотом. Если валютный кризис углубится, то Эрдогану, возможно, придется запретить валютные депозиты и конвертировать сбережения граждан по «официальному», то есть ниже рыночного, обменному курсу, позволяя гиперинфляции и отрицательным реальным курсам делать свою работу.

Для турок хранение золота дома — лучшая контрмера неортодоксальной политике правительства. Но это также усугубляет проблему. Импорт золота вредит дефициту текущего счета Турции; низкие сбережения в банках сдерживают кредитование бизнеса. Однако до тех пор, пока у турок не появится финансовая система, которой они могут доверять, обычные инвестиции сохранят свой вторичный статус. Гиперавторитаризм Эрдогана может многое диктовать, но он не может укрепить доверие.

Во многих отношениях предсказуемо нисходящая экономическая траектория Турции напоминает «стабилизированную убогость», которую немецкий философ Вальтер Бенджамин описал в инфляционной Германии в период между двумя мировыми войнами. «Стабильные условия, — заметил Бенджамин, — ни в коем случае не должны быть приятными».

Но даже такой «стабильный» спад в Турции уже нельзя воспринимать как должное. Если вакцина против коронавируса, приведет, как и было предсказано, к восстановлению мировой экономики в 2021 году, что вызовет падение цен на золото, которое достигло рекордных максимумов в августе прошлого года, богатство турок может сильно пострадать, причем не только из-за банкротства, но и снижение ценности их надежных золотых сбережений дома.

Джерело: NEWS.am

Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube

Аспекты.net