Freestyle

Удины в Азербайджане боятся говорить о своем происхождении (видео)

Рафик Оганян (глава общины Птхаван) — Построено 36 домов, в том числе для удинов. Вот тот дом принадлежит удину Славику.

Глава общины Птхаван знакомит с живущими по соседству удинами-христианами. В доме гостеприимного удина повсюду иконы и кресты. Живут, как и все в селе: сажают дерево, строят дом, воспитывают поколение.

Вячеслав Бежанов (житель Птхавана) — У нас трое детей: две девочки и мальчик. Здесь выросли.

Славику было 24 года, когда 28 ноября 88 года в Азербайджане закрыл дверь отчего дома в армянском Вардашене и открыл дверь в новую жизнь в Армении — в Птхаване.

Вячеслав Бежанов –Там уже нет армян, какой смысл удину там жить? Ни свадеб, ни похорон уже провести невозможно.

Прошло три десятилетия, но воспоминания все еще свежи. В Вардашене, Нидже, армяне и удины жили дружно, бок о бок, выходили замуж, женились. Как в этой семье — муж — удин, жена — армянка.

Вячеслав Бежанов – Мы христиане, законы одинаковые, праздники и торжества отмечаются так же. Там не говорили — вот этот армянин, а тот удин.

Только языки разные, традиции, обычаи одинаковые, даже праздники отмечали вместе. Вспоминают армянскую часовню апостола Егише в Вардашене.

Азербайджан считает армянские церкви, монастыри — удинскими, заявляет миру, что армяне присвоили удинское. Азербайджанцы также постоянно заявляют, что они наследники албанцев.

Вячеслав Бежанов — Нет, это ложь. Они могут придумать себе историю, но это ложь. Мы – удины, сохранились как маленький христианский народ.

Алексан Акопян (кавказовед) – Все нашло место в этих двух больших томах. Азербайджан — это страна азербайджанцев, Агванк — страна албанцев, албанских племен. Затем они объединились, стали выступать в качестве народов, оставшихся от албанцев, в качестве их наследников, как удины, лезгины, табасараны.

Грануш Харатян (этнограф) — Цахуры, джеки, кризы, хиналугцы, гапутлы и еще можно продолжить.

Часть этих народов и сегодня находится в Азербайджане, в плохом состоянии, не решаются говорить о своих корнях, о своем албанском происхождении. О проблемах древней нации рассказывает этнограф.

Грануш Харатян — Это народы, которые привнесли множество интересных культурных и серьезных для кавказоведения, для самого Кавказа, слои, и, к сожалению, эти слои полностью исчезают сегодня, на наших глазах. В 18-20 годах армяно-азербайджанские, в то время армяно-турецкие, армяно-татарские столкновения сразу же распространились на удин. В этот период было убито самое большое количество удин.

Трагическая история удинских христиан повторилась и спустя 100 лет — во время Первой Арцахской войны.

Грануш Харатян — Было бы неплохо если, например, Азербайджан объяснил бы, откуда сегодня в Ростове-на-Дону 2000 удин, но, к сожалению, здесь нельзя говорить ни о науке, ни об исторической объективности. Очевидно, что это пропаганда, очередной жертвой которой становится целый народ, который, я бы сказала, сыграл важнейшую роль в истории, но сейчас от него остались лишь крошки.

Несколько христианских семей, которым удалось спастись, живут здесь бок о бок с армянами. Вардашен покинул также глава общины Птхаван.

Рафик Оганян — Здесь живут 6 удинских семей, в 3-4 семьях – отцы удины, а матери армянки, или наоборот. В Вардашене мы оставили монастырь Егиш Аракел. Есть значимые историко-культурные памятники, которые сегодня азербайджанцы, к сожалению, переименовывают, присваивают, делают неармянскими – албанскими, даже удинскими. Удины сами знают – сколько монастырей есть у них, и сколько у нас.

Тракторист Славик торопится на поле. Живет в Птхаване. Жена – армянка, у них 9 внуков. Славик советует Алиеву читать историю.

Вячеслав Нешумов (житель Птхавана) — Это стиль Алиева. Показывать миру, будто здесь армяне не живут. На самом деле здесь и армянская церковь есть․

Немногочисленные удины, оставшиеся в Азербайджане, сейчас служат политическим инструментом против армян. Они вынуждены — уверены удины Птхавана.

Вячеслав Бежанов — Что они могут сделать, если не сделают – на них будут давить, их обидят.

Гаяне продолжает закладывать дрова в печку – огонь в очаге должен гореть. У них только одна проблема – нет удинского алфавита, они хотят, чтобы дети не забыли родной язык.

Айк Навасардян, Акоп Туманян

Источник: 1lurer.am
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube