Аналітика

Азербайджан обеспокоен перспективой обретения Арменией статуса транзитной страны

ТрассаАспекты.net. В Азербайджане всерьез обеспокоены возможностью приостановки новым правительством Ирана ряда стратегически важных для Азербайджана совместных проектов. Это касается в первую очередь строительства магистрали Казвин — Решт — Астара, призванной объединить железнодорожные сети двух стран. Прокладка этой дороги, необходимой Ильхаму Алиеву в первую очередь как инструмент ужесточения транспортной изоляции Армении, может оказаться под угрозой, так как новоизбранный президент Хасан Роухани заново пересматривает вопрос финансирования ряда масштабных проектов, начатых предшественником. При этом официальный Тегеран подтверждает готовность финансировать строительство железной дороги Иран — Армения.

В пятницу в Стамбуле в рамках 11-го Форума по транспорту, мореходству и коммуникациям министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов встретился со своим новоназначенным иранским коллегой Аббасом Ахунди. Задачей Мамедова было убедить собеседника в том, что политические разногласия между Баку и Тегераном не должны быть препятствием в реализации глобальных транспортных проектов. Согласно скупым строкам официальных пресс-релизов, азербайджанский министр Зия Мамедов “выразил желание о соединении железных дорог Азербайджана и Ирана”. Что сам факт такой формулировки уже свидетельствует о том, что перспектива объединения железнодорожных сетей двух стран по-прежнему окутана туманом. Проект Казвин — Решт — Астара, старт реализации которого был дан еще в 2006 году, напрямую затрагивает наши интересы, так как грозит Армении блокадой. Совершенно очевидно, что главной задачей официального Баку является вовсе не создание альтернативной транспортной артерии, а именно изоляция Армении.

России нужен выход к Персидскому заливу. Ирану нужен выход на Москву. В советские годы транспортный коридор Север-Юг бесперебойно действовал, пролегая через территорию Нахичевана и Армении. Возобновлению сообщения на этом участке мешает контрпродуктивная позиция официального Баку, избегающего каких бы то ни было экономических контактов с Арменией. Следует заметить, что задействование нахичеванского направления вовсе не ущемляло бы коммерческие и геополитические интересы Азербайджана, поскольку Баку оставался бы звеном транспортной цепочки и пользовался бы всеми благами транзитной страны. Но власти Азербайджана, категорически отвергнув возможность железнодорожного сообщения на участках Джульфа — Мегри и Джульфа — Арарат, вынудили Москву и Тегеран искать альтернативные коммуникации. Результатом этого и стал проект Казвин — Решт — Астара, реализация которого позволит Азербайджану закрепить лидирующие позиции в транспортной системе региона и исключить вовлечение в нее Армении.

Чтобы соединить город Казвин, находящийся недалеко от Тегерана, с приграничным азербайджанским поселком Астара, потребуется проложить более 400 километров железнодорожного полотна. Маршрут сложный — 22 тоннеля, 15 мостов. Для этого по самым скромным подсчетам потребуется 600 миллионов долларов. Часть необходимых средств правительство Ирана изыскало. Но сроки сдачи объектов проекта постоянно откладываются исходя из целого ряда причин экономического и политического характера. Торможение в реализации проекта Казвин — Решт — Астара совпало с принятием в Тегеране принципиального решения относительно строительства железной дороги Иран — Армения. Имея в виду реальность задействования абхазской железной дороги, новый транспортный коридор “Север-Юг” открыл перед Арменией весьма интересные перспективы. Наша страна может стать звеном глобальной транспортной цепочки. Статус транзитной страны, как известно, весьма существенно повышает роль государств в геополитических процессах. Но все дело в том, что строительство одновременно двух вертикальных транспортных коридоров для Ирана в его нынешнем положении — слишком большая роскошь.

Даже если у Тегерана хватит ресурсов и политической воли довести до конца оба проекта, ясно, что один из них будет в большей мере транзитным, а другой будет служить обеспечению двустороннего товарооборота. У армянского направления в этом смысле есть лишь одно преимущество — возможность кратчайшего выхода от Персидского залива к черноморским портам. Козырь азербайджанцев в том, что дорога через Астару короче и чуть дешевле. Кроме того, следует иметь в виду, что Иран — Армения — это пока еще проект на бумаге, а дорога в сторону Азербайджана уже строится. В любом случае ясно одно: дорога Казвин — Решт — Астара — реальный конкурент проекта Иран — Армения. Чем позже ее строительство будет завершено, тем больше у нас будет шансов добиться прокладки транспортного коридора через свою территорию. В этом смысле то, что вызывает у министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова беспокойство, нас может только радовать.

Иранская сторона давно уже избегает разговоров относительно конечных сроков сдачи строительства. Тегеранская пресса распространяет весьма противоречивые данные о состоянии дороги. То говорят, что магистраль готова на 90 процентов, то утверждают, что половина работ еще впереди. Эта неопределенность позволяет предположить, что руководство Ирана искусственно затягивает реализацию проекта. Это подтверждают и сведения из российских источников. Вице-президент ЗАО “Российская железная дорога” Александр Салтанов не так давно заявил, что “Иран не торопится с реализацией проекта международного транспортного коридора Север-Юг”. “Мы чувствуем какие-то колебания иранской стороны, определенную сдержанность. Возможно, это связано с политическими вопросами”, — сказал Салтанов. С приходом к власти Хасана Роухани темпы строительных работ вновь замедлились. В то же самое время новое правительство отчетливо заявляет о приверженности договоренностям относительно прокладки магистрали Иран — Армения. В этом заверил в пятницу секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян. По его словам, “иранская сторона уже выразила готовность профинансировать строительство железной дороги на своей территории, а в финансировании работ на армянском участке заинтересованность проявили несколько государственных и частных компаний из Ирана, России и Китая”. Как знать, может, проект Иран — Армения будет сдан даже раньше, чем дорога Казвин — Решт — Астара. Артем Ерканян, «Новое время»