Економіка

ЕАБР советует Украине, Казахстану и РФ согласовывать зерновую политику

ЗерноАспекты.net. Драйвером развития зернового рынка, в том числе экспорта, России, Казахстана и Украины, которые сегодня входят в число лидеров на мировом зерновом рынке, может стать согласованная политика развития сектора, говорится в сообщении Евразийского банка развития (ЕАБР).

Центр интеграционных исследований ЕАБР вместе с экспертами Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана, Института экономики и прогнозирования НАН Украины и Российского зернового союза подготовил доклад по развитию зернового сектора этих стран.

Для развития рынка исследователи предлагают создавать в регионе специализированные зерновые кластеры, проводить наднациональные зерновые интервенции, реализовывать согласованной экспортную политику, базовым положением которой должен стать отказ от введения любых ограничений экспорта и система мер господдержки экспортной активности, и ряд других мер.

Прочные позиции

«Страны Единого экономического пространства (ЕЭП) и Украина в последние годы заняли прочные позиции на мировом рынке зерна. Доля Казахстана, России и Украины в мировой торговле в предшествующие пять лет составила в среднем: по ячменю — 36,3%, по пшенице — 21,5%, по кукурузе — 7,7%», — говорится в сообщении.

Вместе с тем незавершенность реорганизации системы хозяйствования, сохраняющиеся проблемы в сфере транспорта и торговли зерном, а также недостатки аграрной политики сдерживают укрепление позиций стран на глобальном зерновом рынке, отмечают исследователи.

«Зерновой сектор, имеющий высокий инвестиционный потенциал — один из самых перспективных для экономик ЕЭП и Украины. При условии модернизации зернового хозяйства тройка стран — нетто-экспортеров региона имеет возможность увеличить как номинальные объемы экспорта, так и долю в мировой торговле. В связи с этим возрастает значимость согласованных мер развития зернового сектора», — отметил председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов, комментарий которого приводятся в сообщении.

Для реализации потенциала стран, исследователи разработали «дорожную карту», основанную на принципах конкуренции и использовании естественных агроклиматических преимуществ наших государств. Предлагаемые меры, как говорят авторы обзора, создает хорошую основу для того, чтобы доходы сельхозпроизводителей этих стран устойчиво росли, а через 7-10 лет страны стали гарантами мировой продовольственной безопасности.

Зерновые кластеры и интервенции

Среди предлагаемых в докладе новаций — возможность формирования нескольких зерновых кластеров, географическое расположение которых не совпадает с национальными и административными границами: по возделыванию ржи, кукурузы, экспортных сортов зерна и высокопротеиновой пшеницы.

Предлагается также вывести на наднациональный уровень все меры ценового регулирования зернового рынка. Механизм регулирования предполагает использование в качестве нижней границы, когда государство должно вмешаться и подержать доходы зернопроизводителей, минимальные гарантированные цены («цены последней надежды»).

Уровень этих цен должен быть достаточно низок и соответствовать себестоимости производства в эффективных хозяйствах, а выбор культур, по которым осуществляется поддержка, помимо поддержки доходов обеспечивает ориентиры для зернового бизнеса по изменению структуры посевных площадей.

«Также единым должен быть порядок проведения интервенционных операций, который должен охватывать весь рынок ЕЭП и проводиться по единой методологии в виде залоговых операций с правом обратного выкупа», — добавляется в докладе.

Масштабы интервенций определяются ЕЭК и финансируются централизованно из фондов ЕЭК. В целях обеспечения единства рыночного пространства к поставкам продукции, производимой в ЕЭП для государственных и муниципальных нужд, на равных условиях допускаются хозяйствующие субъекты всех стран ЕЭП.

Среди рекомендаций для зернового хозяйства стран Таможенного союза и Украины в докладе предложено расширять внутреннее потребление зерна. С этой целью, считают исследователи, следует развивать его глубокую переработку для получения не только кормовых добавок, дефицит которых постоянно растет по мере развития животноводства и компенсируется импортными поставками из третьих стран, но и продуктов микробиологического синтеза, включая биополимеры. Устойчивый рост мирового рынка биополимеров также будет содействовать росту экспорта по новым позициям. Потенциал использования зерна для глубокой переработки (исключая биотопливо) стран Единого экономического пространства составляет 20-25 миллионов тонн.

Экспорт зерна и продуктов его переработки является приоритетным направлением поддержания ликвидности рынка и требует формирования согласованной экспортной политики, добавляется в докладе. «Базовым положением согласованной политики в области экспорта зерна является отказ от введения любых ограничений его экспорта и система мер господдержки экспортной активности», — считают аналитики.

При этом на наднациональном уровне предлагается обратить особое внимание на разработку единых принципов и механизмов регулирования деятельности экспортеров зерна, включая возможность перераспределения товарных потоков исходя из условия стабильности внутренних рынков зерна и создание компенсационного механизма при добровольных ограничениях экспорта зерна в пользу одного из участников, создание Евразийского центра поддержки экспорта, формирование зарубежной товаропроводящей сети.

Для координации экспортной политики может быть создан Совет экспортеров зерна при ЕЭК, который должен объединять представителей бизнес-сообщества государств-участников и функционировать как саморегулируемая организация экспортеров ЕЭП.

В целях продвижения зерновых товаров предлагается разработать и реализовать специальную программу по «зонтичным» брендам, например, «Причерноморская пшеница», «Сибирский Дурум».

Ранее на различных уровнях озвучивалась идея создания Зернового пула с участием России, Казахстана и Украины для развития экспорта. Речь идет о выработке общих правил для устранения конкуренции между странами, которая существует в сфере экспорта зерна в Причерноморском бассейне. По данным Российского зернового союза, из-за этой конкуренции Украина, Казахстан и Россия теряют в цене как минимум 10 долларов с тонны зерна по отношению к конкурентам.