Соціум

Георгий Сааков: Армянская диаспора Украины является хранителем богатого культурного наследия

Георгий СааковАспекты.net. Первые армяне появились в Киевской Руси после 988 года после бракосочетания князя Владимира и сестры императора Византии Василия — княгини Анны. Об этом в интервью Analitika.at.ua, заявил главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага», Георгий Сааков.

«Вместе с Анной на Русь прибыли из Византии большое число армянских священников, архитекторов, врачей и других специалистов, которых расселил в Киеве и округе. В XI веке в Киевской Руси насчитывалось около 40 тысяч армян, а в сражениях против половцев принимал участие уже и армянский отряд. В дальнейшем, армянская диаспора в Украине в этно-историческом аспекте, на протяжении многих поколений играла существенную роль в общественной жизни страны и вносила свой весомый вклад в различные сферы жизни».

Читайте также: Надежда Никитенко: Царевна Анна оказала колоссальное влияние на судьбу Киевской Руси

Как отметил Георгий Сааков, «у каждой армянской общины, в какой бы стране она не действовала, помимо решения общенациональных задач, есть свои отличительные исторические и культурные особенности».

«Большинству армянских общин, существующих в многонациональных государствах, приходится сталкиваться с проблемой мультикультуризма. Опыт Украины и России в качестве многонациональных государств, в которых совместно проживают этнические группы и образования с разными культурами, религиями и традициями, является уникальным. То, к чему современный мир только приходит, анализируя плюсы и минусы мультикультуризма, здесь существует уже сотни лет.

Читайте также: Петр Толочко: Армения очень древняя страна с великолепными традициями

Сегодня важное значение приобретают проекты создания новой парадигмы межгосударственного и межнационального общежития, в основе которого должна преобладать идея о равноправных морально-этических нормах, традициях и отношениях восточной и западной частей мира, исторически дополнявших и обогащавших друг друга.

Читайте также: Лариса Скорик: «Сколько существует Украина, столько существует армянская община»

Работая в общине, человек постоянно общается с другими людьми, с представителями других наций, и это обогащает человека духовно. И даже, заглядывая вглубь собственной культуры, внезапно начинаешь воспринимать ее в другом свете. Это новый опыт, новая психология, даже новый семейный уклад, в котором люди разных поколений проживают вместе.

Читайте также: Василий Ульяновский: «Армянская душа» Украины уникальна и неповторима

Когда мы сегодня говорим о «национальной культуре», то имеем в виду не только понятную приверженность к сохранению этносамобытности, но и борьбу новаций и архаики. Нужны постепенные, каждодневные шаги к цели, нужны идеи, которые объединяют людей. Из этого когда-нибудь вырастут практические плоды. Это невероятно сложная задача, потому что требует естественного развития.

Читайте также: Иван Драч: «Мы некомфортно себя чувствуем, когда рядом нет армян»

Исторический опыт прошлого, и мой личный 24-летний опыт работы в армянской общине Узбекистана, позволяет мне повторить весьма расхожее утверждение, что у любой общины случаются свои взлеты и падения, потери и обретения. Примером тому — крупнейшие армянские объединения. И армянская община Украины, являющаяся старейшим объединением во всей диаспоре и хранителем богатого культурного наследия, проживала разные этапы.

Читайте также: Юрий Богуцкий: Украина бережно хранит духовные сокровища армян

Община предполагает участие в ней людей, и поэтому, как живой организм, она постоянно находится в поиске, меняется вместе с переменами в окружающем ее общественном климате. Здесь определяющим фактором выступает наличие сформированной команды», — заключил Георгий Сааков.