Аналітика

«Картой Ходжалу» Баку пытается отвлечь внимание международной общественности от резни армян

АзербайджанАспекты.net. Еще задолго до очередной годовщины трагических событий в населенном пункте Ходжалу азербайджанская официальная пропаганда начала традиционную кампанию, не гнушаясь при этом никакими средствами для того, чтобы выставить виновником трагедии карабахскую сторону и впрыснуть в мировое общественное сознание и мнение собственного народа новую порцию яда армянофобии.

Речь о селе на территории Нагорного Карабаха, которое в 1988-90 годах, в преддверии развала советской империи, усиленно заселялось со стороны властей Азербайджанской ССР с целью придать ему статус города.

«Первая азербайджанская семья появилась в Ходжалу в 1935 году, а последняя армянская семья покинула его в 1969 году. В 1988-90 годах сюда завезли более 2 тысяч турков-месхетинцев из Ферганской долины Узбекистана и порядка 2 тысяч «еразов» (переселенцев из Армении). Для них в короткие сроки было построено жилье – индивидуальные и многоквартирные дома со всеми удобствами. В апреле 1990 года Ходжалу получил статус города, а на карте Азербайджана появился «Ходжалинский район», охватывающий весь Аскеранский район и часть Мартунинского района», – рассказывает депутат нескольких созывов парламента Нагорно-Карабахской Республики Максим Мирзоян.

По его словам, до этого власти Азербайджана перебросили в Ходжалу подразделения ОМОНа общей численностью в 400 человек, а новосформированный ГОВД насчитывал более 100 сотрудников.

«Кроме того, в Ходжалу осели боевики Народного фронта Азербайджана. За период до падения Ходжалу было убито более 20 мирных граждан армянской национальности, похищено 16 человек. C ноября 1991 года Степанакерт и близлежащие армянские села постоянно обстреливались из Ходжалу из установок «Град» и «Алазань», 72-миллиметровых гаубиц. Помимо прочего, Ходжалу перекрывал связь Аскеранского и Мартакертского районов со Степанакертом», – отметил Максим Мирзоян.

С весны 1991-го населенные пункты Нагорного Карабаха периодически подвергались нападениям азербайджанских ОМОНовцев из Ходжалу. Согласно некоторым источникам, в тот период в заложники было взято 700 армянских мирных жителей, уничтожены сотни гектаров зерновых, большинство населенных пунктов было лишено электричества и воды. По причине продолжавшейся блокады, обстрелов, наличия большого количества беженцев, отсутствия горючего, вынужденного простаивания предприятий, осады межрайонных дорог и др. ситуация в НКР и в особенности в столице – г.Степанакерте, со временем все ухудшалась, исчерпались продукты питания и горючее. Разблокирование аэропорта и обезвреживание огневых точек противника в Ходжалу стали жизненной необходимостью, так как лишь в этом случае можно было спасти население от голодной смерти.

«Подавление огневых точек Ходжалу, куда в течение 1990-91 годов интенсивно перебрасывались значительный контингент живой силы и большое количество боевой техники и снарядов, а также разблокирование единственного в республике аэропорта, находившегося под контролем этого азербайджанонаселенного пункта, было крайне важным шагом для физического выживания населения Нагорного Карабаха, которое Баку пытался обречь на гибель», – утверждает председатель постоянной комиссии Национального собрания НКР по внешним сношениям Ваграм Атанесян.

25-26 февраля 1992 года власти Нагорно-Карабахской Республики организовали военную операцию с целью обезвреживания огневых точек противника в Ходжалу и разблокирования находящегося вблизи него аэропорта.

Штурмовавшие Ходжалу подразделения Сил самообороны НКР оставили мирным жителям коридор для их безопасного ухода из зоны военных действий, о чем азербайджанская сторона была заранее предупреждена. О подготовке операции по подавлению огневых точек Ходжалу власти НКР оповестили азербайджанскую сторону еще за два месяца до ее начала, что неоднократно подтверждалось и официальными лицами Азербайджана, в частности тогдашним президентом Аязом Муталибовым. Однако азербайджанские власти не предприняли ничего для вывода мирного населения из зоны боевых действий. Более того, колонна мирных жителей была расстреляна на подступах к границе Агдамского района, что позже подтвердил Муталибов, связав этот преступный акт с попытками оппозиции устранить его от власти, возложив всю ответственность за происшедшее на него. Территория, на которой впоследствии были засняты кадры со множеством тел убитых, находится в трех километрах от г.Агдама и в 11 километрах от Ходжалу, и вплоть до падения летом 1993 года Агдама была под постоянным контролем азербайджанских формирований, что исключало доступ туда подразделений карабахской армии.

Чешская журналистка Дана Мазалова, оказавшаяся, скорее по недосмотру азербайджанской стороны, в обеих группах представителей прессы, которым демонстрировали «оскверненные армянами трупы», заметила существенную разницу в состоянии последних. Побывав на месте сразу после событий, Мазалова не видела каких-либо следов изуверства на трупах. А вот пару дней спустя журналистам были продемонстрированы уже «подготовленные» к съемкам обезображенные тела.

Впоследствии стали распространяться кадры, снятые азербайджанским оператором Чингизом Мустафаевым, который был допущен также к месту обмена телами погибших лиц армянской и азербайджанской национальности. Известно, что Мустафаев производил видеосъемки дважды, с разницей в два дня. Из фильма явствует, что ко времени вторых съемок некоторые трупы были обезображены. Кроме того, во время второго полета в район массового убийства людей, 2-го марта 1992 года, журналисты заметили, что положение тел на земле по сравнению с первым осмотром, разительным образом отличается. Совершенно очевидно, что положение тел было изменено с целью взвалить всю вину за произошедшее на армян, создав видимость того, что ходжалинцы были убиты выстрелами с армянской стороны.

Сомневаясь в том, что это дело рук армянской стороны, Мустафаев начал независимое расследование. Однако, после своего сообщения в информагентство «ДР-Пресс» в Москве о возможной причастности азербайджанской стороны к преступлениям против ходжалинцев, журналист был убит недалеко от Агдама при невыясненных обстоятельствах.

Та же участь, кстати, постигла и полевого командира Ала Якуба, который имел неосторожность заявить, что «…мог бы пролить свет на бойню у Нахиджеваника (армянское село рядом с Ходжалу), а также поведать существенные подробности о недавней гибели в небе над Карабахом вертолета с государственными деятелями на борту», за что пришедший к власти Народный фронт Азербайджана летом 1992 года арестовал его и довел до смерти в тюремной камере…

Некоторые детали военной операции по подавлению огневых точек противника в Ходжалу до сих пор покрыты мраком, чем активно спекулирует официальный Баку. Между тем, высказывания и оценки, сделанные некоторыми высокопоставленными азербайджанскими чиновниками, правозащитниками, журналистами и самими жителями Ходжалу, начисто опровергают тезисы Баку.

Так, азербайджанский правозащитник Ариф Юнусов пишет: «Город и его жители были сознательно принесены в жертву политической цели» (азербайджанская газета «Зеркало», июль 1992 года).

Тамерлан Караев, в свое время являвшийся председателем Верховного совета Азербайджанской Республики, свидетельствует: «Трагедию осуществили власти Азербайджана», конкретно – «кто-то из высоко сидящих» (азербайджанская газета «Мухалифат», 28 апреля 1992 года).

Сам Гейдар Алиев признался, что в ходжалинских событиях «виновато и прежнее руководство» Азербайджана. В апреле 1992 года он, согласно сообщению агентства «Билик-Дуньясы», высказал весьма циничную мысль: «Кровопролитие пойдет нам на пользу. Нам не следует вмешиваться в ход событий».

Позднее, когда у власти уже стояли представители Народного фронта, незадолго до своего ареста бывший министр нацбезопасности Азербайджана Вагиф Гусейнов, намекая на некоторых политических деятелей из НФА, заявил, что «январские события 1990 года в Баку и события в Ходжалу – это дело рук одних и тех же людей».

Примечательно, что из года в год растет заявляемое азербайджанской стороной число жертв ходжалинской трагедии. Спустя несколько дней после подавления огневых точек в Ходжалу, азербайджанские официальные лица называли цифру в 100 убитых, через неделю – 1234; а в изданном Гейдаром Алиевым указе «о геноциде азербайджанцев» уже говорится о тысячах убитых.

Между тем на момент осуществления операции в Ходжалу не было такого количества мирных жителей, что, кстати, подтверждают и азербайджанские официальные источники. Большинство из примерно 2-2,5 тысяч жителей Ходжалу, то есть тех, кто реально проживал в селе, а не был прописан в нем в период его бурного строительства с целью придания статуса города, загодя покинуло село.

В первой декаде марта 1992 года азербайджанские журналисты Иля Балаханова и Вугар Халилов принесли в офис правозащитного центра «Мемориал» видеокассету с записью съемки места гибели ходжалинцев, сделанной бакинскими тележурналистами с борта военного вертолета и непосредственно на поле. Практически все присутствовавшие тогда согласились, что количество запечатленных на пленке погибших не превышало 50-60 человек.

Следует также отметить, что в свое время была разоблачена подложная фотография, выставленная на ряде азербайджанских сайтов, в том числе на странице чтимого в Азербайджане сайта «Фонда Гейдара Алиева», которая, якобы свидетельствует о массовых убийствах азербайджанцев в Ходжалу. На самом деле, фотография имеет непосредственное отношение к событиям в Косово. Азербайджанской пропагандой, с целью введения в заблуждение непосвященных, используются и другие откровенные фальшивки, в частности, фотографии жертв курдских погромов в Турции.

В феврале 2005 года азербайджанский журналист Эйнулла Фатуллаев из независимого журнала «Монитор» провел десять дней в НКР, о чем поведал в своих материалах и интервью. Он также позволил себе усомниться в правдивости официальной версии Баку о гибели группы ходжалинских жителей: «…Как-то несколько лет тому назад, я встретился с ходжалинскими беженцами, временно проживающими в Нафталане, которые открыто признались мне… что еще за несколько дней до наступления армяне непрерывно по громкоговорителям предупреждали население о планируемой операции, предлагали гражданскому населению покинуть поселок и выйти из окружения через гуманитарный коридор, вдоль реки Каркар. По словам самих ходжалинцев, они воспользовались этим коридором, и действительно, находящиеся за коридором армянские солдаты не открыли по ним огонь… Ознакомившись с географической местностью, с полной убежденностью могу сказать, что домыслы об отсутствии армянского коридора лишены оснований. Коридор действительно был, иначе полностью окруженные и изолированные от внешнего мира ходжалинцы никак не смогли бы прорвать кольца и выйти из окружения. Но, преодолев местность за рекой Каркар, вереница беженцев разделилась, и почему-то часть ходжалинцев направилась в сторону Нахичеваника. Похоже, что батальоны НФА стремились не к освобождению ходжалинцев, а к большей крови на пути к свержению А.Муталибова».

Экс-министр обороны АР Рагим Газиев также подтверждает, что в Ходжалу «была подготовлена ловушка для Муталибова».

Тем не менее, большая часть мирного населения Ходжалу, осведомленная о готовящейся операции, заблаговременно перебралась в безопасное место. Массовый исход населения из Ходжалу широко освещался по азербайджанскому радио и телевидению. При этом азербайджанская пресса целенаправленно формировала отрицательное отношение к покидающим поселок жителям Ходжалу и постоянно клеймила их позором. Заметим, что покидали превращенный в город Ходжалу в первую очередь именно насильно переселенные люди, в основном турки-месхетинцы, хотя им постоянно чинились препятствия. Более того, уже предупрежденная армянской стороной городская администрация Ходжалу просила о помощи в эвакуации населения, но тщетно. Так, мэр Ходжалу в интервью московской газете «Мегаполис-экспресс» отметил, что «после получения известия о готовящейся операции по взятию города, я попросил Агдам отправить вертолеты для эвакуации стариков, женщин и детей. Нас уверяли, что готовится операция по разблокированию. Нo помощь так и не оказали». А член правления агдамского отделения НФА Р. Гаджиев утверждал: «Мы могли бы помочь ходжалинцам, были и силы и возможности. Но руководители республики хотели показать народу, что у них силы нет, и снова призвать на помощь армию СНГ, подавив с ее помощью и оппозицию».

Иными словами, жители Ходжалу были попросту оставлены на произвол судьбы. Более того, им предстояло стать жертвой борьбы за власть. Оставшиеся же в Ходжалу мирные жители были перевезены в Степанакерт, а через пару дней, согласно их воле, без предъявления каких-либо условий переданы азербайджанской стороне. Факт добровольной передачи Азербайджану жителей Ходжалу, после тщательного расследования, был подтвержден в заключении Московского правозащитного центра общества «Мемориал», а также засвидетельствован в документальном фильме петербургской журналистки Светланы Кульчицкой.

Следует также отметить, что на 26-го февраля в Ходжалу содержалось 47 армян-заложников, однако по завершении военной операции их там оказалось всего лишь 13 (среди них 6 женщин и 1 ребенок), остальные 34 были уведены азербайджанцами в неизвестном направлении и сведений, подтверждающих их дальнейшее нахождение в азербайджанском плену, нет. Силы самообороны НКР взяли в качестве трофея 2 реактивные установки залпового огня ММ-21 «Град», 4 установки «Алазань», одну 100-миллиметровую гаубицу и 3 единицы бронетехники.

Сопоставление данных различных источников, в том числе азербайджанских, убедительно показывает, что Силы самообороны НКР не планировали и не предпринимали акций по массовому истреблению гражданского населения поселка Ходжалу, тем более что, согласно соответствующему приказу, регламентирующему поведение Сил самообороны НКР, строго запрещалось насилие над мирным населением противоположной стороны.

Иными словами, жители Ходжалу стали заложниками грязных игр бакинских властей, которые затем превратили данную трагедию в спекулятивный политический капитал. Регулярно разыгрывая карту «Ходжалу», официальный Баку пытается отвлечь внимание международной общественности от резни армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других населенных пунктах Азербайджана, по всей территории которого практически шло открытое истребление армян, а также в приграничных населенных пунктах НКР, в частности, в селе Марага, где в апреле 1992 года вторгшиеся подразделения регулярной армии Азербайджана зверски расправились с порядка 100 мирными жителями.

Международному сообществу следовало бы изучить эти факты и осудить по всей строгости виновников. Ашот Бегларян, bs-kavkaz.org