Аналітика

Первым делом самолеты

Серж СаргсянАспекты.net. По итогам своего рабочего визита в Москву президент Армении Серж Саргсян подтвердил «желание Армении вступить в Таможенный союз и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза». Он отметил, что, находясь в одной системе военной безопасности (ОДКБ), «невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства».

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДВУХ ИЗВЕСТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ С ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли, которые Ереван планировал парафировать на ноябрьском саммите Восточного партнерства в Вильнюсе? Напомним, что до последнего заявления Сержа Саргсяна часто говорилось, что сотрудничество Армении с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана будет идти по «остаточному принципу»: то есть только в той степени, в какой это сотрудничество не будет противоречить соглашениям с ЕС. Сейчас надо констатировать обратное: процесс евроинтеграции и евростандартизации Армении будет развиваться настолько, насколько это не будет противоречить членству Армении в Таможенном союзе.

Другой вопрос: в какой степени это возможно? Вспомним, что совсем недавно в Москве проходили консультации правительственных делегаций России и Украины, которая собирается подписать в Вильнюсе соответствующие соглашения с ЕС. Несмотря на заверения Киева, что эти соглашения с ЕС не будут препятствовать возможному членству Украины в Таможенном союзе, российская сторона подчеркнула: после подписания евросоглашений членство Украины в ТС будет невозможным. На этом фоне с учетом того, что текст соглашений Армении с ЕС пока не опубликован и на экспертном уровне судить о нем трудно, заявление Сержа Саргсяна может означать либо то, что в «нашем» тексте соглашений нет пунктов, препятствующих членству Армении в ТС, либо они есть, но будут отредактированы до саммита в Вильнюсе, либо, если они есть и исправить их уже невозможно, соглашения Армении с ЕС в Вильнюсе парафированы не будут. Но, полагаем, схемы в данном вопросе не столь важны. Важно, что заявлен принципиальный подход: первым делом Таможенный союз, ну а евроинтеграция потом…

По большому счету что-то подобное ожидалось. Уже приходилось писать, что история соглашений Армении с ЕС напоминает историю армяно-турецких протоколов. По содержанию — два очень разных процесса (а может, и не очень разных?), но по форме — немало общего. Уже вырисовывается общая судьба двух инициатив по той простой причине, что, несмотря на все усилия официального Еревана расширить свои возможности маневра на внешнеполитическом поле в силу объективных геополитических раскладов, совместить несовместимое оказалось невозможным. Как в случае с армяно-турецкими протоколами, так и в случае с соглашениями с ЕС. По крайней мере на данном этапе.

ЛИНАС ЛИНКЕВИЧЮС, ГЛАВА МИД ЛИТВЫ, СТРАНЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕЙ В ЕС, уже заявил, что Армения заблокировала свои шансы стать членом зоны свободной торговли ЕС. «Мы уважаем выбор страны, но она не может быть членом двух организаций сразу», — сказал он.

В том же контексте выдержано и интервью радио «Свобода» председателя комиссии по внешним отношениям Европарламента Элмара Брока, который заявил, что Армения не может быть одновременно и членом Таможенного союза, и ассоциироваться с ЕС, поскольку нельзя быть наполовину беременной.

По мнению Э.Брока, отношения ЕС с Арменией лишатся европейской перспективы, но не потому, что Европа не оказала в нужный момент поддержку, а в основном из-за нагорно-карабахской проблемы, и ЕС «должен проявить больший интерес при разрешении замороженных конфликтов». «Я сожалею по поводу этого решения и обсуждал его с президентом Армении. Мы знаем, что на Армению оказывается колоссальное давление со стороны России в связи с ситуацией вокруг Азербайджана и Карабаха. Это обстоятельство было использовано для шантажа маленького государства Армения. Мне очень жаль, что из-за этих и других обстоятельств не удастся иметь полноценное членство и в Таможенном союзе, и в зоне свободной торговли ЕС», — сказал Брок.

Значит ли это, что проделанная Ереваном работа по подготовке двух известных соглашений с ЕС проделана впустую? Разумеется, нет. И дело не только и не столько в заявлении Сержа Саргсяна о том, что Армения не отказывается от диалога с европейскими структурами и намерена продолжать свои институциональные реформы при поддержке европейских партнеров и в будущем. Главное другое: в политике, как и в природе, ничего не пропадает втуне.

Те же армяно-турецкие протоколы, даже отложенные в долгий ящик, продолжают работать как документальное свидетельство саботирования Турцией и Азербайджаном стабилизирующих регион интеграционных процессов, о чем Анкаре и Баку постоянно напоминают западные партнеры. В любом случае (парафированными или нет), будут работать и соглашения Армении и ЕС. В том контексте, что будут способствовать реформам в Армении, которые сделают нашу страну ближе к тем европейским параметрам и стандартам, к которым можно и должно стремиться.

ТАК ЧТО ЖАЛЕТЬ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СТОИТ. К тому же любая определенность лучше той неопределенности, в которой пребывала Армения в последние месяцы. И, полагаем, сегодня, когда внешнеполитические акценты расставлены четко, можно ожидать, что в ближайшие годы президентства Сержа Саргсяна упор будет сделан на решении внутриэкономических задач, на повышении социально-экономического уровня развития Армении.

В этом контексте примечательны заявления президента России Владимира Путина о том, что «Росатом» и армянские эксперты договорились работать над реализацией проекта по продлению срока эксплуатации действующего энергоблока Армянской АЭС на 10 лет — до 2026 года и о том, что «Российские железные дороги» намерены инвестировать в развитие армянской железнодорожной сети около 15 миллиардов рублей. Параллельно этим сообщениям появилась также информация о том, что Евразийский банк развития утвердил заявку Армении на участие в проекте строительства дороги Север — Юг в объеме $100 млн, а «Роснефть» после соответствующего аудита возьмется за реконструкцию «Наирита». И все это, конечно, очень важно для экономики Армении, а значит, и для повышения конкурентоспособности нашего государства. Рубен МАРГАРЯН, golosarmenii.am