Соціум

The Sacramento Bee: Мир должен признать независимый Нагорный Карабах

книгиАспекты.net. Приводим статью проживающей в США беженки из Азербайджана, автора книги «В никуда – история изгнания» Анны Аствацатурян-Теркотт, опубликованную в «The Sacramento Bee», со значительными сокращениями:

Двадцать пять лет назад события, которые позже были названы «сумгаитскими погромами», произошли в моей родной стране, тогдашнем Советском Азербайджане. Эти погромы были нацелены на армянское население в городе Сумгаите 27 февраля 1988 года. Учиняющие беспорядки толпы этнических азербайджанцев штурмовали улицы и врывались в дома этнических армян этого мирного города. Они нападали и убивали армян как на улицах, так и в их домах, в то время как полиция наблюдала и позволяла разворачиваться этим событиям, а медицинский персонал отказывался помочь жертвам.

Это было начало конца Советского Союза. События были вызваны освободительным движением на исторически армянской земле – в Нагорном Карабахе. В начале 1988 года Нагорный Карабах потребовал воссоединения с Арменией, объявив о самоопределении путем референдума в соответствии с советской Конституцией.

Вместо того чтобы вести переговоры с армянами Нагорного Карабаха, которые составляли около 95% населения, правительство начало наступление – военное в Нагорном Карабахе и внутреннее против мирных граждан Азербайджана армянского происхождения. Пропагандистская машина начала свою деятельность, разжигая гнев и ненависть к армянам.

После нескольких месяцев беспорядков в январе 1990 года насилие дошло до моего дома в столице Баку, где я родилась и жила, в городе, который гордился толерантностью, мультикультурализмом, разнообразием и миром. Толпы были проинформированы, где проживали армяне, и с хирургической точностью они атаковали только дома армян. Погибли невинные люди – жестокой смертью. Моя семья и я были удачливы и бежали из города за несколько месяцев до этого, после более чем года страха.

Двадцать пять лет спустя Нагорный Карабах по-прежнему борется за свою независимость. Война с Азербайджаном закончилась прекращением огня в 1994 году. Хотя армяне Карабаха имеют полный контроль над своими границами, свое демократически избранное правительство и Конституцию, а также собственную армию и функционирующую экономику, реальность сегодня такова, что Нагорный Карабах официально не признан в качестве независимого государства. Два десятилетия демократии и прозрачности в Карабахе, безусловно, послужат основой для его свободного и независимого будущего. Однако ясно, что этого не достаточно.

Существует поколение азербайджанских детей, которых учат в школах, что армяне – монстры. Антиармянская настроенность свирепствует в политике этого правительства. В последнее время азербайджанский убийца, который убил топором спящего армянского солдата в Венгрии во время языковых курсов НАТО, был экстрадирован в Азербайджан (по сообщениям, за немалую цену) и выпущен на свободу в Баку в качестве героя с продвижением по службе и новым домом. Это нынешний Азербайджан.

Сейчас Азербайджан свободен от армян. Госдепартамент США предостерегает американцев армянского происхождения от поездок в Азербайджан. Он говорит, что они не смогут въехать в Азербайджан, потому что правительство не может гарантировать защиту армян от насилия. Мой пятилетний сын не понимает, почему он не может увидеть старый дом мамы. Он хочет построить космический корабль, чтобы я могла еще раз посетить мой родной город. Я отвечаю ему: «Армен, мой дом там, где ты в безопасности, моего родного города давно нет».

В декабре прошлого года я имела честь быть приглашенной на празднование 21-ой годовщины независимости Нагорного Карабаха на Капитолийском холме. Незадолго до участия в праздновании я присутствовала на мероприятии, организованном «Jamestown Foundation» в Вашингтоне. Мероприятие имело интригующее название «Межконфессиональное уважение и диалог в Азербайджане» с участием посла Искандерова, который является председателем Государственного комитета Азербайджанской Республики по работе с религиозными объединениями.

Когда я спросила посла по поводу нетерпимости и насилия по отношению к армянам, а также того, как эта реальность сходится с его изображением своей страны, посол пригласил меня в Баку и сказал, что десятки тысяч армян все еще живут там. Если армяне хотят задействовать церковь, то Искандеров сказал, что им нужно только выявить себя правительству и обратиться с просьбой. То, что эти граждане должны раскрыть себя правительству, которое восхваляет осужденного этнического убийцу топором, остается невысказанным.

Как можно ожидать, что страна, невероятно предвзятая по отношению к армянам, страна, которая так безобразно позиционирует себя как маяк толерантности и модель успеха мультикультурализма передо мной, беженкой-армянкой, вновь получит контроль над регионом с 99-процентным армянским населением? Если азербайджанские солдаты щедро вознаграждаются за жестокое убийство армянского солдата во сне в чужой стране, что они сделают с армянскими гражданами, как только получат контроль над их землями?

В 25-ую годовщину сумгаитских погромов я почитаю память жертв. Их смерть была бессмысленной. Я чту армянских беженцев из Азербайджана и все, через что они прошли в последние 25 лет. Вы не забыты, ваша боль и страдания не будут напрасны. Ваши страдания увековечены в свободе Нагорного Карабаха, через его практику демократического правительства, реальную культурную и религиозную терпимость и прочный мир. Пришло время, чтобы мир признал независимость Нагорного Карабаха. Это единственный путь. NEWS.am