Світ

Делегация Армении бойкотирует деструктивную деятельность политического комитета ПАСЕ в вопросе Нагорного Карабаха

Эрмине НагдалянРезолюции Совета Европы не имеют обязательной силы и носят лишь рекомендательный характер.

Корреспондент Panorama.am в Страсбурге Анна Мкртчян провела интервью с вице-спикером Национального Собрания Армении, руководителем армянской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Эрмине Нагдалян относительно подготовки в ПАСЕ доклада касательно Нагорного Карабаха «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана».

– Г-жа Нагдалян, накануне в политическом комитете Парламентской ассамблеи Совета Европы было утверждено решение написать доклад о Нагорном Карабахе и был назначен докладчик. Каким будет участие армянской делегации в подготовке доклада в этом случае?

– Как известно, предложение подготовить этот доклад обсуждается на протяжении нескольких месяцев и мы оспаривали вопрос о необходимости подготовки этого доклада на пленарном заседании, после чего, согласно уставу, оспорили его в политическом комитете. Смысл этого шага с нашей стороны состоял в том, чтобы мы более детально и аргументировано представили всем, кто будет участвовать в подготовке доклада, нашу позицию, в частности то, почему мы не поддерживаем идею подготовки доклада.

Мы сообщили, что это предпринятая Азербайджаном попытка препятствовать процессу в рамках Минской группы ОБСЕ, поскольку в основу представленных резолюций Азербайджан закладывает тезис, будто Минская группа не добивается прогресса. Мы представили те процессы, которые происходят в рамках МГ, в том числе и встречи президентов и предстоящую в октябре встречу, а также то, что Минская группа – единственный признанный на международном уровне и уполномоченный орган, который должен заниматься проблемой. Даже ОБСЕ, в рамках которой действует парламентская ассамблея, не включает такого доклада в свою повестку. А Баку, сколько бы ни выражал недовольство, тем не менее признает МГ как единственную специализированную структуру в процессе этого урегулирования.

Конечно, у нас не было иллюзий касательно итогов заседания комитета, тем более, что состоявшееся в понедельник, 29 сентября, голосование в Ассамблее заранее сделало очевидным итоги обсуждения на данном заседании. Кроме того, в ПАСЕ существует неписаный закон: обжалования решений Бюро практически всегда отклоняются.

Главной целью в ходе обсуждения в комитете было представление нашей позиции, мы не связывали надежд с тем, что удастся добиться каких-либо изменений. Мы заявили, что обращение к данной теме считаем вредным и опасным, так как это может представлять угрозу для хрупкого мира в регионе. Поэтому не видим необходимости в этой работе и не будем принимать участия в процессе подготовки данного доклада, не сотрудничать с комитетом.

– Значит ли это, что армянская делегация бойкотирует подготовку доклада по Нагорному Карабаху?

– Бойкот – форма политической работы, и в данном случае, когда речь идет о чрезвычайно чувствительной теме, считаем, что мы должны дать резкую оценку, четко и строжайше указывать на недопустимость подобных инициатив. В этой связи и был выбран данный вариант.

– Какое воздействие может оказать данная резолюция?

– Конечно, любой доклад очень важен для повестки Совета Европы. Но хочу напомнить, что резолюции Совета Европы не имеют обязательной силы и носят лишь рекомендательный характер. Например, в 2005 году ПАСЕ также приняла резолюцию по Нагорному Карабаху, содержащую положения, которые, по сути, так и остались на бумаге. Говоря это, я вовсе не выступаю за то, чтобы ПАСЕ принимала подобные документы, которые впоследствии выполняться не будут. Вместе с тем, я выступаю за то, чтобы мы в системе ценностей четко могли представлять, какой может быть их роль.

Одной из основных целей СЕ является сохранение уважения между государствами-членами Совета Европы, а подобные инициативы вовсе не служат данной цели, а напротив, приводят к столкновениям, враждебным отношениям.

Мы также заявили, что это путь в никуда. Это ничего не даст процессу решения вопроса, поскольку у данного органа нет мандата и механизмов воздействия, он никогда не участвовал в процессах по разрешению конфликтов и на сегодня практически отсутствует вероятность каких бы то ни было позитивных шагов. А вред от подобного доклада может заключаться в углублении атмосферы противостояния и недоверия между двумя делегациями. Это действительно вредоносно.

– Что вы скажете о назначении докладчиком британского депутата Роберта Уолтера?

– В этом плане отмечу, что у британских парламентариев, кажется, монополия на подготовку докладов по нашему направлению. Все докладчики по вопросу Карабаха в ПАСЕ были представителями Великобритании – Тьерри Дэвис, Дэвид Эткинсон, а теперь Роберт Уолтер. Это, пожалуй, проявление их исключительной любви к нам, чему мы, по всей видимости, должны радоваться. Прихожу к той мысли, что судьба данного доклада и г-на Уолтера повторит участь предыдущих. Вопрос Нагорного Карабаха – это вопрос основополагающего права народов – права наций на самоопределение. А судьбы народов не решаются ни докладами, ни голосованиями. Проблему Нагорного Карабаха решает народ Нагорно-Карабахской Республики, победивший в навязанной ему войне и в настоящее время строящий демократическое государство.

Источник: Panorama

Аспекты.net