Люди, инфицированные новым коронавирусом SARS-CoV-2, после операций умирают чаще, чем те, кто не был заражен. Новое исследование, результаты которого были опубликованы в The Lancet, показало, что после хирургических вмешательств риск смерти пациентов с COVID-19 соизмерим с риском смерти самых тяжелых пациентов в палатах интенсивных терапии до пандемии.
Ученые проанализировали данные более чем 1100 пациентов из 235 больниц 24 стран и выяснили, что прогноз для пациентов с коронавирусом существенно хуже, чем у неинфицированных.
При плановых операциях смертность на фоне COVID-19 была 18,9%, при неотложных – 25,6%, при небольших вмешательствах (аппендицит, грыжа) – 16,3%, при крупных операциях (раковые заболевания) – 26,9%.
Среди мужчин (28,4%) смертность была выше, чем среди женщин (18,2%). Также смертность была выше у людей старше 70 лет и при наличии сопутствующих болезней. Примечательно, что пациенты, которые попадают на операционный стол, особенно часто подвержены развитию осложнений со стороны легких.
«В обычных условиях мы бы ожидали смертность пациентов от плановых операций на уровне ниже 1%. Но наше исследование указывает, что смертность пациентов с SARS-CoV-2 намного выше как при плановых, так и при небольших операциях. Фактически, это выше риска смерти, о котором сообщают для пациентов, у которых бы самый высокий риск при операциях до пандемии», — отметил Анил Бангу из Бирмингемского университета, соавтор исследования.
По его словам, в 2019 году обзор, который включал данные 59 стран, показал, что смертность пациентов из группы самого высокого риска (самых тяжелых пациентов) при полостных операциях в среднем 16,9%.
По словам исследователей, столь высокие показатели смертности после операций на фоне COVID-19 требует от врачей тщательно взвешивать риски проведения операция инфицированным и сравнивать их с опасностью отсрочки операций.
«Наши данные говорят, что отсрочивание операций было правильным шагом в периоды, когда существовал риск заражения пациентов SARS-CoV-2 в больнице», — считает другой соавтор исследования, научный сотрудник Бирмингемского университета Дмитрий Непогодиев.