Freestyle

Эксперт раскрыл нюансы заявления Лаврова по Карабаху

Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедовнов прокомментировал недавние заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова в контексте карабахского урегулирования.

«21 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров во время круглого стола в онлайн-формате дал оценку перспективам нагорно-карабахского урегулирования. Ожидаемо это его заявление оказалось в фокусе внимания в Ереване и в Баку. В особенности активным комментированием слов российского министра занялись в Армении. Начиная от главы МИД республики Зограба Мнацаканяна и заканчивая пользователями социальных сетей. Что же вызвало повышенный интерес в словах Сергея Лаврова?», — задается вопросов политолог.

Как напомнил эксперт, глава МИД России подчеркнул, что имеющиеся на сегодня документы вокруг мирного процесса предполагают продвижение к разрешению конфликта на основе поэтапного подхода.

«Это словосочетание потребует дальнейших разъяснений. Дело в том, что долгие годы само понятие «поэтапный план» (в противовес армянской позиции – «пакетное решение») было зарифмовано с позицией Баку. В отличие от армянской стороны, Азербайджан заинтересован в переносе решения о статусе Карабаха на более поздний этап, фокусируясь на освобождении районов вокруг бывшей НКАО», — пояснил он.

Маркедонов отметил также, что про «освобождение ряда районов» сказал 21 апреля и российский министр. Но при этом политолог подчеркнул, что здесь важны нюансы и оттенки.

«Во-первых, словосочетание поэтапный подход Лавров использует не в первый раз. Можно вспомнить хотя бы его выступление на эту тему в январе 2018 года. Но и помимо слов главного российского дипломата следует иметь в виду наличие такой фундаментальной основы переговоров, как «обновленные Мадридские принципы», в которых предполагается и то самое «освобождение», и определенная этапность в урегулировании. И это не какой-то скрытый секрет, данный документ обсуждается не первый год», — пишет он.

При этом, как замечает эксперт, азербайджанская сторона говорит про освобождение семи районов за пределами НКАО, а «базовые принципы» и российский министр в этом плане более сдержанные.

«Освобождение предполагает сохранение коридора между непризнанной НКР и Арменией. И именно ширина этого коридора и откладывание на потом вопроса о территориях, связывающих Степанакерт и Ереван, остается одним из самых сложных сюжетов мирного процесса», — говорит он.

Маркедонов отмечает, что Лавров также настаивает на необходимости переговоров, но в содержательном плане Баку и Ереван не спешат продвигаться к компромиссам, и вряд ли Москва может выполнить за них эту работу.

«Реализация мирного плана должна оставаться прерогативой армянской и азербайджанской стороны. Остроты ситуации придает то, что любое решение по Карабаху становится автоматически важнейшим внутриполитическим сюжетом», — подчеривает он.

Политолог указывает на то, что любую власть в Ереване и в Баку, готовую к уступкам, ждет серьезный стресс-тест не в Москве или в Вашингтоне, а не родине.

«В Армении сегодня политика носит более публичный характер. Отсюда и обеспокоенность, что приверженность компромиссам будет сочтена за слабость. Но фактически же Лавров не открыл Америки. Он повторил те пункты «базовых принципов», которые и до 21 апреля были неплохо известны. И вопрос об освобождении районов (заметим, названных «некоторыми», а не всеми) не ставится в жесткую привязку к будущему статусу Нагорного Карабаха», — резюмировал Маркедонов.