Freestyle

Игра в имитацию: Кремль продолжает газовые манипуляции в соседних странах

Как мы писали в предыдущих обзорах, за прошедшие два месяца, Кремль анонсировал намерения создать газовый хаб на базе Турции, сформировать газовый союз с Узбекистаном и Казахстаном, а также угрожал сократить транзит газа по территории Украины, манипулятивно обвинив украинскую сторону в кражах газа, отмечают эксперты UIFuture.

«Ключевая цель чего пытается добиться Кремль – нарастить собственную субъектность в условиях кризиса, искать новых партнеров, диверсифицировать поставки в среднесрочной перспективе после намерений ЕС отказаться от российских энергоресурсов, а также влиять на цену на европейском рынке газа в краткосрочной перспективе.

1. Узбекистан. Ключевая идея союза с Узбекистаном и Туркменистаном для РФ – поиск новых рынков сбыта, в том числе и возможностей экспорта природного газа в Китай через расширение интерконнекторов с Казахстаном. Но 8 декабря министр энергетики Узбекистана сделал заявление, что страна не заинтересована в такого рода образованиях и сотрудничестве. Единственное, в чем может быть заинтересован Ташкент, так это, по словам министра, в возможности покупать дешевый газ на границе, если Россия будет делать такое предложение, но не больше.

2. Турция. Другое потенциальное поражение для Кремля – газовый хаб в Турции. По намерениям Москвы, именно этот регион должен был бы заместить поставки в ЕС, ранее через Балтийское море. Раньше мы подробно объясняли, почему эта идея обречена на неудачу. А потом и сообщения с ЕС подтвердили наши скептические ожидания.

По нашим ранее опубликованным оценкам, Турция поддержит идею Кремля, но лишь на словах, не намереваясь вкладывать собственные средства в эти проекты. Другим мотивом для Анкары формально поддерживать идею попытки получить скидку на газ или отсрочки платежей за газ, в связи с высокой его ценой.

На этой неделе стало известно, что Анкара будет добиваться от Москвы скидки на газ в размере не менее 25%, и к тому же ретроспективной – как бы охватила поставки в 2022 году. А если эти планы провалятся, то хотя бы добиваться от Москвы отсрочки платежей за газ до 2024 года. Поэтому мы будем и дальше наблюдать подыгрывание Анкарой идеи Кремля о турецком газовом хабе.

В 2021 году Турция импортировала 58,7 млрд кубометров газа, из которых 26,54 из России. В 2018-2019 доля России в общем импорте была ниже – 33%, и это произошло именно за счет возможности получать более дешевые ресурсы от других поставщиков; в предыдущие годы доля России превышала 50%. По предварительным оценкам стоимость энергоресурсов потребленных в Турции в 2022 году может составить 100 млрд долларов – почти вдвое больше, чем в предыдущем году. А сокращение расходов на импорт энергоресурсов часто было среди приоритетов энергетической политики Эрдогана, особенно учитывая, что Турция практически полностью импортозависима по газу.

Россия стоит перед достаточно сложным выбором. С одной стороны, Москва снизила поставки в ЕС и при снижении цен будет падать экспортная выручка, что не будет способствовать предоставлению скидки. С другой стороны, Кремль, будет пытаться проталкивать идею газового хаба и имеет перспективу заключения долгосрочного контракта с Турцией. Несколькими годами ранее между двумя странами продолжался долгий спор о скидке в 10,25% при условии строительства газопровода Турецкий поток. Кроме этого, РФ имеет и другие экономические интересы в Турции, такие как строительство атомной электростанции Акуйю.

В течение последней недели у Босфора собралась большая очередь танкеров, которые загружены и ожидают прохода по проливу, и от этого растут расходы на фрахт этих судов – уже 13 миллионов долларов. Задержка составила рекордную продолжительность за последний год – 10 дней. Ситуация является результатом введения Турцией новых правил проверки страхования судов.

По сообщениям Анкары, новые правила проверки страхования – это результат недавнего внедрения механизма ценовых ограничений на российскую нефть (ведь страны-участницы альянса запретили страхование судов, перевозящих российскую нефть дороже 60 долларов). Однако сами страны-участницы альянса, в том числе США, отрицают факт связи с механизмом ограничения цены российской нефти и уже вступили в переговоры с Анкарой для решения проблемы. В очереди задерживаются не только российские танкеры, но и казахские с каспийской нефтью КТК. Маловероятно, но не исключено, что Анкара создала дополнительную переговорную позицию при дальнейших дискуссиях с Кремлем о скидке на газ. Россия выразила свою обеспокоенность очередями танкеров».

Илія Куса, UIFuture