Freestyle

Политолог: Рождающийся в пламени войны в Украине новый – построссийский миропорядок меняет и кавказский регион

Прошедший 2022 год для Армении оказался еще одним послевоенным годом, так и не приблизившим заключение долгосрочного и всеобъемлющего мира в регионе, однако, это был год, изменивший мир, изменивший его до неузнаваемости, и его центральным событием стало и остается по сей день развязывание и ведение Россией широкомасштабной войны против Украины. Об этом пишет политолог Рубен Меграбян на страницах theanalyticon.

«Агрессия России, начавшаяся в ночь на 24 февраля 2022г, стала закономерным этапом в политике режима Путина, старт которой был дан его Мюнхенской речью 10 февраля 2007 года. Полтора года спустя вторжение в Грузию не повлекло никаких негативных последствий со стороны Запада, даже породило самоуничижительные попытки «понять Путина», но реакция на события 2022г была прямо противоположной.

Казалось бы, история учит тому, что никому ничему не учит, однако, Свободный мир повел себя совершенно иначе, чем в 2008-ом, в 2014г, даже в 30-ые годы прошлого века, и в речах политиков 2022г сквозили параллели между поведением гитлеровской Германии и путинской России в отношении соседей. В то же время, самой возможностью такого поведения сидельцев в Кремле цивилизованный мир расплачивается за все свои иллюзии и заблуждения, лень и близорукость, пренебрежение своими же ценностями и просто ошибки, которые были допущены за весь постсоветский период.

2022 стал годом развала старого, постсоветского миропорядка и начала формирования нового – построссийского, и стало очевидно, что международные институты, созданные после 1945-го года и призванные не допустить новую большую войну в Европе и мире, оказались не адекватны возникшим вызовам – ООН и организации под ее эгидой, ОБСЕ, Совет Европы и др. Зато адекватными, хоть и с большим опозданием, оказались страны-лидеры Свободного мира, взявшие на себя роль локомотива создания нового миропорядка, которые предприняли ряд важных шагов еще до начала войны в Украине. В 2021г США и Британия 80 лет спустя подписали обновленную Атлантическую Хартию. Офис британского премьера тогда, в июне 2021г, отметил, что хартия в первой редакции, обозначившая цели Вашингтона и Лондона по новому мироустройству после победы над Гитлером – это «один из величайших триумфов отношений между Великобританией и США, которая сделала больше, чем любое другое соглашение, чтобы сформировать мировой порядок, непосредственно ведущий к созданию ООН и НАТО». Последующие события месяцами позже, с февраля 2022г, показали актуальность именно таких подходов.

Обновление Трансатлантического союза, полная «политизация» формата Большой семерки, начало масштабного перевооружения армий НАТО с использованием новейших технологических разработок – это все важнейшие ответные последствия вызова, который стали представлять собой Россия Путина и путинизм как самая агрессивная, ревизионистская форма и стадия коррумпированного авторитаризма, почувствовавшего вдруг свою силу и безнаказанность одновременно.

Этот ответ и создал сегодняшнюю картину мира к началу года 2023-го, важнейшие элементы которой следующие:

— Запад реконсолидировался на основе общности целей, интересов и ценностей, стал реально «коллективным Западом» перед лицом угрозы и создал Рамштайнскую коалицию, нацеленную на военное, политическое, экономическое, идеологическое, моральное поражение путинской России;

— Большая семерка исторической декларацией от 12 октября 2022г определила общие цели в оборонительной/освободительной войне Украины против России – победа Украины в виде освобождения каждого квадратного метра ее международно признанной территории, послевоенное восстановление Украины, в том числе за счет репараций, которые выплатит Россия, суд над военно-политическим руководством России во главе с Путиным за военные преступления и преступления против человечности;

— Россия оказалась в исторически беспрецедентной международной изоляции и такими же исторически беспрецедентными международными санкциями, безнадежно обреченная лишь «доедать» то, что накопилось за «тучные» годы после 2001 года. Россия и ее руководство – изгой и морально-политический банкрот;

— происходит резкое ускорение процесса снижения значения углеводородной энергетики, глобальной энергетической революции, в том числе и как важнейшей части климатической повестки, что объективно снижает политический вес петрогосударств, являющихся оплотом авторитаризма, массовых нарушений прав человека и системных антидемократических практик;

— запущен процесс необратимой трансформации постсоветского пространства, связанного с резким сокращением политического ресурса России, что привело к неизбежному ослаблению и обессмысливанию таких организаций как ОДКБ, ЕАЭС и СНГ, и это не могло не отразиться и на нашем регионе, на среде безопасности Армении.

Ставшая за весь постсоветский период «традиционной» реактивная политика Армении становится источником и одновременно фоном для угроз экзистенциального характера – и для государственности, и для граждан. Тогда как меняющийся мир диктует необходимость «игры белыми», в основе которой могут быть исключительно интересы армянской демократии. Армения, ее политический класс встали перед императивом скорейшей ревизии всей философии и критериев в расчетах касательно целей всех политик и инструментов их достижения, друзей/противников на этом пути, ибо все прежние воззрения, начиная с 44-дневной войны – уже в руинах, и эту работу вместо Армении никто не будет делать.

Сложившаяся ситуация поставила Армению перед лицом прямой угрозы существования как государства, и 2023 год уже стал годом борьбы, жесткого отстаивания государственности и суверенитета, исход которого будет зависеть от шагов руководства страны и позиции общества. Рождающийся в пламени войны в Украине новый – построссийский миропорядок меняет и наш регион, ведет его к построссийскому устройству. Готова ли Армения к таким изменениям? В «стоп-кадре» на текущий момент в плане оценок со стороны правящей команды, экспертного сообщества очевидно понимание того, что изменения происходят, причем закономерно и необратимо, и Армении необходимо быть адекватной к этим переменам.

Представляется, что Армении в ближайшее время (недели) предстоит сделать три основных параллельных шага и несколько сопутствующих:

— Первый шаг – на американской площадке, в стране-лидере Свободного мира, заключить мирное соглашение с Азербайджаном, в своем роде «южнокавказский Кэмп-Дэвид», на основе тех положений, которые уже объявил премьер-министр: Алматинская декларация 1991г, Устав ООН, обоюдное признание территориальной целостности, вдобавок – американские гарантии с охватом всего региона, а вопрос безопасности и прав армянских граждан Арцаха – перевести в диалоговый формат Степанакерт-Баку под международной эгидой, в первую очередь – США, с вовлечением международных форматов.

— Второй шаг, точнее, комплекс значимых шагов по максимальному дистанцированию от России. В первую очередь – объявление о замораживании обязательств Армении в рамках ОДКБ, двусторонних соглашений, касающихся обороны и безопасности, де-юре расформирование так и так не существующих т.н. «совместных группировок» сухопутных войск и ПВО, вывод гуманитарного контингента из Сирии, рестарт отношений с Украиной, инициирование переговорного процесса с Брюсселем по запуску Соглашения об Ассоциации ЕС, от которого Армения под прямым давлением РФ отказалась в 2013г и др.

— Третий шаг – институционально-законодательная нейтрализация пророссийской «пятой колонны» в Армении, в первую очередь – по части ее финансовых и медиаресурсов. Для этого нет необходимости вновь создавать заново велосипед, есть украинский прецедент – «кейс» Медведчука, который нужно адаптировать к задачам и реалиям Армении. Как и в Украине, новые законы касательно защиты государственности в Армении не вызовут возражений со стороны Венецианской комиссии, поскольку первейшей задачей любой демократии априори является защита самой себя от своих противников.

Из сопутствующих шагов, которые также параллельно следует сделать вместе с тремя основными – интенсификация консультаций с выходом на соглашения по экономическому, технологическому, оборонному и военно-техническому, инвестиционному, в сфере безопасности и др. сотрудничеству – с Вашингтоном, Парижем, Лондоном, Нью-Дели и другими столицами стран, а также с НАТО, с которыми уже зафиксированы общность целей, интересов и ценностей, с обсуждением возможностей трехсторонних форматов вместе с завтрашним союзником – демократической Грузией.

Это не вопрос политического вкуса, предпочтений или пристрастий, это вопрос жизни и смерти армянской государственности и армянской нации, и это не преувеличение. Мы или осуществляем эти шаги, или же вскоре получаем новую войну, в которой у нас нет и не будет союзников, но будут противники, и это не только Азербайджан. А третьей опции нет и не будет.

С наступившим 2023-им – годом, который, возможно, предопределит дальнейший ход нашей Истории. Мир в нашем регионе возможен, и это не «русский мир». Мир возможен не вместе с Россией или благодаря России, или при посредничестве России, а наоборот – без России, вопреки России и политически за счет интересов России – в том виде, в котором они вынашиваются в кремлевских кабинетах. И Армения обязательно предпочтет риски, сопряженные с возможностями, альтернатива которым – медленная смерть вместе с погрязшей в преступлениях, деградирующей путинской Россией. И да поможет нам Бог», — отметил он.