Аналітика

Сколько баррелей в докладе МКГ?

Сколько баррелей в докладе МКГАспекты.net. Очередной доклад Международной кризисной группы по ситуации в регионе карабахского конфликта не удостоился особо пристального внимания и анализа экспертов. Это выглядит странно с учетом того, что МКГ — единственная неправительственная организация, регулярно публикующая доклады по ситуации в зоне конфликта. Однако подобное безразличие стало закономерным итогом многолетней деятельности организации, ангажированность и субъективность которой давно уже не выдерживают критики.

ДОКЛАД «АРМЕНИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН: СЕЗОН РИСКОВ» НЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ничего принципиально нового — даже название его повторяет предыдущие, в которых просто переставляются слова «война, риск, опасности, предотвратить» и т. д. Не требуется особых экспертных исследований для того, чтобы прийти к заключению об опасности возобновления в регионе военных действий, а декларируемое стремление МКГ предотвратить такое развитие событий можно было бы только приветствовать, как и ряд предлагаемых шагов по снижению напряженности — поддержать. Например, о необходимости отказа сторон от воинственной риторики, создании кризисной «горячей линии» в зоне конфликта или об урегулировании вопросов военнопленных под эгидой Международного Комитета Красного Креста. Все это, повторюсь, следовало бы принять и поддержать, если бы не множество весьма существенных «но». И главным в этом ряду остается фактор доверия к источнику как к надежному и по-настоящему профессиональному экспертному сообществу, искренне заинтересованному в справедливом урегулировании. Между тем даже поверхностный взгляд на доклад, без анализа подводных тенденций и увязок, не дает никаких оснований для такого доверия.

Во-первых, авторы указывают, что переговоры по урегулированию конфликта были прерваны в 2011 году, что привело к возрастанию гонки вооружений и воинственной риторики. К сведению МКГ: 23 января 2012 года в Сочи состоялась встреча президентов Армении, Азербайджана и России. «Ошибка» экспертов группы насколько очевидна, настолько и примитивна в своей умышленности. Потому что на самом деле все контакты между сторонами были прерваны 31 августа 2012 года, после беспрецедентного по своей циничности и преступности шага Азербайджана, выкупившего и героизировавшего убийцу армянского офицера. Но авторы доклада предумотрительно указывают 2011 год — еще бы, ведь именно в этом году интенсифицировались разговоры об открытии Степанакертского аэропорта.

В СЛЕДУЮЩИХ АБЗАЦАХ ЭКСПЕРТЫ УПОМИНАЮТ ОБ ЭТИХ ДВУХ СОБЫТИЯХ, по сути дела, публично признавая неуемное стремление не только педалировать пресловутый порочный паритет, но и обвинить в срыве переговоров армянскую сторону. И даже очевидный кикс с «переносом» даты прекращения контактов, недопустимый для профессиональных экспертов, не останавливает МКГ, которая к тому же ставит знак равенства между намерением открыть гражданский аэропорт и скандалом вокруг дела Сафарова, которого президент И. Алиев почетно освободил и наградил, дав старт государственной кампании по героизации убийцы, вызвавшей всеобщее осуждение мирового сообщества.

Однако все сказанное бледнеет перед использованными в «экспертном исследовании» лексикой и формулировками, слово в слово повторяющими клише азербайджанской пропаганды. Вот лишь некоторые из них: «Начиная с прекращения в 2011 переговоров по Нагорному Карабаху — азербайджанскому анклаву, захваченному и оккупированному армянскими силами…», «после того как армянские силы полностью очистили Нагорный Карабах, они оккупировали полностью или частично 7 азербайджанских районов», «около полмиллиона (тут товарищи, видимо, не согласовали число с азерпропом. — М.Г.) азербайджанцев бежали (об армянских беженцах ни слова. — М.Г.)» и т. д., и т. п. Далее следуют упреки в адрес армянской стороны — тут и обвинения в том, что армяне называют территории «освобожденными», и в проведении археологических раскопок «с целью доказать, что это часть древней Армении», и в «переименовании оккупированных азербайджанских городов и районов, изменении административных границ и интегрировании их в непризнанный Нагорный Карабах», и многое другое. Наконец, «кризисных» экспертов сильно возмущает тот факт, что в магазинах Армении продается карта, на которой Армения и Арцах указаны как единое целое. Картину завершает иллюстрация доклада в виде фото руин Агдама — надо полагать, с целью окончательно убедить читателя в том, какие армяне варвары…

Таким образом, позиционируя себя в качестве «независимой, некоммерческой и неправительственной организации», МКГ, как выясняется, в своих исследованиях руководствуется исключительно аргументами, постулатами и терминологией, пропитанными агрессивной армянофобией азербайджанской пропаганды. И это уже даже не искусственно созданный, тщательно сохраняемый порочный паритет, не завуалированное стремление создать и во что бы то ни стало сохранить «баланс вины» между сторонами, а откровенное лоббирование турецко-азербайджанских интересов, выдаваемое за независимый «экспертный анализ». На этом фоне отчаянные многолетние призывы Международной кризисной группы к международному сообществу, являющиеся главной фишкой и данного доклада — оказать давление на стороны с целью урегулирования конфликта и предпринять решительные усилия в этом направлении, — не могут восприниматься иначе, нежели упорные попытки решить конфликт только и только в пользу Азербайджана. Вопрос «почему?» имеет при этом четкий и ясный ответ.

В СВОЕ ВРЕМЯ «ГА» НЕ РАЗ ПИСАЛ О ТОМ, ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ НА САМОМ ДЕЛЕ представляет эта организация. В частности, об этом говорилось в статье «Под личиной посредников. Чьи интересы лоббирует Международная кризисная группа?» в номере от 26 января 2006 года. На основании данных из открытых источников был сделан вывод о том, что группа создана с одной-единственной целью: лоббировать интересы транснациональных нефтяных корпораций и Турции. Об этом свидетельствовало в первую очередь обилие в списке отцов-основателей и руководящих структур имен соответствующих деятелей — известных и многолетних турецких лоббистов, а в числе спонсоров — ряда нефтяных компаний и Министерства иностранных дел Турции. Ограниченность газетной площади не позволяет вновь привести эти данные. Отметим лишь, что за почти восемь лет мало что изменилось, в чем легко убедиться, заглянув на сайт организации. А главное — об этом свидетельствуют доклады МКГ, в которых объективности, мягко говоря, не прибавляется ни на грош, зато антиармянская риторика и векторы обретают все более угрожающие и провокационные черты.

Говорить о том, насколько это способствует «предотвращению войны» и стабильному миру, думается, бессмысленно, как не приходится сомневаться в том, что на самом деле интересует в нашем регионе эту организацию. В 2006 г. мы констатировали, что МКГ и ее хозяева пекутся отнюдь не об установлении и поддержании в регионе устойчивого мира и уж, конечно же, не о благосостоянии населяющих его народов — деятельность группы, в частности в регионе карабахского конфликта, направлена только и только на защиту интересов энергетических корпораций и безопасность проходящих здесь нефте- и газоносных путей.

Вывод был однозначен: «Цена человеческой жизни для МКГ измеряется исключительно баррелями, а стремление одно: превратить наш регион в безопасную для себя территорию для перекачки нефти». Этот вывод сегодня остается лишь повторить, заострив внимание армянской стороны на необходимости адекватной реакции на доклады, которые не только грубо и преступно искажают реальную суть конфликта, но и способствуют нагнетанию в регионе и мире армянофобии и расизма. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»