Соціум

«Наши» в Карнеги-холл

карнеги-холл Аспекты.net. Статуя Свободы? 102-этажный небоскреб «Эмпайр Стейт билдинг»? Только этими символами туристов в Нью-Йорке уже не удивишь. Искушенный искатель острых ощущений бежит на Бродвей — увидеть тамошнее чудо. Именно туристы и жители американской глубинки и дают половину сборов на Бродвее. Но вожделенная мечта меломанов всего мира — попасть в святая святых американского мегаполиса — Метрополитен-Опера и Карнеги-холл.

И днем и ночью шумит, не зная ни сна, ни отдыха, разноликая многонациональная толпа на углу Седьмой авеню и 57-й улицы Манхэттена, проносясь в буйном порыве мимо величественных каменных стен Карнеги-холла, когда-то сооруженного по проекту архитектора Уильяма Татхилла. Это уникальное здание прекрасно в своей строгой красоте и тогда, когда город залит теплыми лучами весеннего солнца, и в ночные часы, когда подсвеченные силуэты архитектурных ансамблей вырисовываются на фоне темного неба, как сказочные видения, реальные и одновременно нереальные поэтические миражи. Фотоснимки не передают величественности и в то же время интимности, теплоты и человечности этого прославленного храма музыки, носящего имя Эндрю Карнеги, финансировавшего его постройку.

nat-20aСимволично, что открылся он 5 мая 1891 года концертом Нью-йоркского симфонического оркестра, которым дирижировал гастролировавший в то время в Америке П.И.Чайковский, исполнив Торжественный марш, написанный к церемонии коронации российского императора Александра III. Карнеги-холл включает три зала общей вместимостью 2804 места. В течение более века на сцене осуществлялись мировые премьеры. Сколько замечательных исполнителей повидали его стены, сколько изумительной музыки слышали они! Здесь выступали выдающиеся музыканты мира, в том числе И.Стравинский, С.Рахманинов, В.Горовиц, М.Ростропович, Г.Вишневская…

Вот и сейчас у входа среди броской рекламы выделяется афиша, извещающая о предстоящем сольном концерте Евгения Кисина. И как же радостно было узнать, что на один из концертов в этот знаменитый зал для меня заранее приобретены билеты.

Дебют армянских артистов

…На сцену под аплодисменты публики выходят участники концерта — молодая певица, сопрано Нарине Оджахян и пианист Карен Акопян и занимают свои места. Каждый из артистов, безусловно, уже известен публике по прежним выступлениям, но на сцене Карнеги-холла они выступали впервые.

Вечер проходил в рамках ежегодного концерта, организуемого Восточной епархией Армянской Апостольской Церкви в Америке и Женской гильдией епархии. В зале присутствовал постоянный представитель при ООН, посол Карен Назарян, многие армянские общественные деятели и просто многочисленные любители музыки.

Программа оказалась насыщенной и по-своему неожиданной. Интересно было услышать в трактовке Наринэ Оджахян и пианиста-аккомпаниатора Карена Акопяна вокальные сочинения Эдварда Абрамяна, Комитаса, Гегуни Читчян, Франца Ленара, Лео Делиба, Шарля Гуно, Сергея Рахманинова, Арама Хачатуряна и других авторов.

nat-20b(3)Нарине Оджахян — певица особого склада и не одного амплуа. Она не принадлежит к музыкантам внешне импульсивным, с подчеркнуто театральной манерой. Но ее не отнесешь и к представителям исключительно камерного стиля. Ее стихия — тонкость, но не утонченность, многообразие тонов, но не полутонов. И, наверное, естественно, что разные жанровые манеры, как бы соединяясь в ее вокальном стиле, оказывают друг на друга, пусть едва заметное, влияние. В исполнении песен «Гузес линем» Г.Читчян, «Ах, инч лаве сари вра» Э.Абрамяна, арии Ануш из одноименной оперы Армена Тиграняна она достигла удивительной легкости, естественности, воздушности и полетности. Сочинения Лео Делиба, Франца Ленара и С.Рахманинова в ее исполнении предстали маленькими поэмами: ей удалось как бы расширить изнутри их глубочайшее поэтическое содержание. Ощущением жизни в каждой фразе, драматической насыщенностью смысловых акцентов подкупила она и в исполнении сочинений армянских классиков — Комитаса, Хачатуряна. А ведь раскрыть в них едва ли не психологическую суть мог лишь артист, обладающий не случайной, не мимолетной искренностью.

Партнером Н.Оджахян был пианист Карен Акопян. Дуэт был замечательным, но особенно убедительным он был в романсе «Не пой, красавица, при мне» Рахманинова. Экспрессивная вокальная партия сопровождалась неуемно тревожащей нотой обреченности у фортепиано, прорывающейся порой в мощном сдержанном драматизме. То напряженное сочетание не имело других выходов, кроме как разрешиться в поэтически одинокую, очень горькую печаль голоса и ослабленно-усталый, подчеркнутый лишь дымкой воспоминания «аккорд-вздох»…

Поразительная музыкальность отличала певицу и в исполнении необыкновенно выразительного вокального сочинения «Терамайр» Константина Петросяна на слова епископа Нерсеса Позапаляна, (партию рояля исполнял автор). Фортепиано откликалось на любое движение голоса, часто продолжая ту или иную вокальную линию, продлевая тот или иной звук и даже вбирая в себя тембр сопрано.

Нарине Оджахян считают одной из самых лирических сопрано нового поколения. После окончания Ереванской консерватории (класс Марианны Арутюнян) она совершенствовалась благодаря финансовой поддержке Раффи Манукяна в Лондонской Королевской консерватории. Успешно завершив Лондонскую академию, Нарине принимает участие во многих престижных фестивалях, среди которых — Caramoor Music Festival, Alfonso Ortir Tirado, Verbier-Festival и другие. Брала мастер-классы у таких известных педагогов, как Кира Канава, Барбара Боппен, Денис О’Нилл, Анжелика Кирхшлагер… Вместе с тем Нарине участвует в оперных постановках, исполняя сопрановые партии, является лауреатом нескольких вокальных конкурсов.

nat-20c(2)Второе отделение концерта в Карнеги-холл открыло еще одно имя — Нуне Меликян (скрипка). В программе — скрипичные сочинения Александра Марчелло «Адажио для гобоя» (в переложении на скрипку), Скрипичная соната Арно Бабаджаняна, «Песнь-поэма» Арама Хачатуряна, Соната ре-минор op.27 Эжена Изаи, «Рапсодия» Альберта Маркова.

Нуне очень эффектна на сцене: стройная, подтянутая, с порывистым движением рук. Ее темперамент включается мгновенно на решающем взлете и обжигает слушателей неожиданной новизной. Удивительно артистичная манера исполнения, чувство внутреннего достоинства, обаяние увлекли и подчинили слушателей. Безупречный вкус молодой исполнительницы проявился в простоте, сдержанности и строгости, в организующей воле, которые так сильно подчеркивали ее темперамент. Звучание ее инструмента отличалось неизменно благородной культурой, было в каждом сочинении совершенно разным.

С легкостью преодолевая толщу исполнительских штампов, она словно общается напрямую с композиторами, причем общается на равных. Порой даже кажется, что музыка возникает в зале сама по себе, без участия артистки — настолько естественны, пластичны и убедительны ее интерпретации. Только иногда кажется, что она подчеркнуто демонстрирует виртуозность и технику, и это порой мешает ей полностью «раствориться» в композиторе. Но мне кажется, что это — издержки молодости и со временем пройдут. Но зато с какой экспрессией, отточенностью, скульптурной зрелостью было отмечено исполнение дуэтом — Н.Меликян и К.Акопян Скрипичной сонаты Арно Бабаджаняна. Это был ансамбль равноправных партнеров, тонко чувствующих друг друга, ансамбль, в котором любой эмоциональный импульс одного рождал мгновенную реакцию другого. Сыгранное на одном дыхании, с тонким ощущением авторского стиля сочинение имело огромный успех. С какой любовью, гордостью и вниманием исполнялась армянская музыка на этой прославленной сцене! Проникновенно была исполнена и «Песнь-поэма» А.Хачатуряна. Удивительная виртуозная свобода, красота звучания, исполнительская культура — вот отличительные свойства молодой артистки.

Нуне Меликян родилась в Кемерово. Начала учиться игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а в шесть она поступила в класс скрипки Григория Фрейверта. Год спустя состоялся ее дебют с оркестром в Большом зале филармонии в Казани. Талант Меликян продолжал развиваться в ЦМШ в Москве, в училище им. Гнесиных, а затем в Московской консерватории. Она получила стипендию для продолжения учебы в Университете Монреаля у профессора Владимира Ландсмана и степень магистра в 2011 году. Сейчас она продолжает учебу у профессора Альберта Маркова в Нью-Йорке.

Концерт в Карнеги-холл, прошедший с огромным успехом, убедил, что перспективы роста у молодых артистов большие. Как сложится из творческий путь — покажет время.

Наталия ГОМЦЯН, спецкор «ГА»

Нью-Йорк — Ереван