Однократная инъекция психоделика псилоцибина увеличила в мозге свиней количество синапсов и уменьшила количество серотониновых рецепторов 5-HT2A. Об этом пишет N+1 со ссылкой на исследование в журнале International Journal of Molecular Sciences. Этот результат может быть связан с антидепрессивным эффектом псилоцибина.
Клинические исследования показывают, что псилоцибин имеет терапевтический эффект при депрессивных и тревожных расстройствах. Даже однократный прием псилоцибина способен значительно снизить тревогу у пациентов.
Возможно, это связано с его воздействием на серотониновые рецепторы 5-HT2A: молекула похожа на молекулу серотонина и способна активировать его рецепторы.
При этом у больных депрессией наблюдается снижение количества межнейронных контактов (синапсов) в областях мозга, связанных с эмоциями: гиппокампе и префронтальной коре.
Это происходит в результате подавления активности синаптических белков и генов в этих областях, поэтому для долгосрочного терапевтического эффекта необходимо не только заменять серотонин, но и восстанавливать их работу и увеличивать число синапсов.
Исследователи из университета Копенгагена под руководством Накула Раваля предположили, что терапевтический эффект псилоцибина может быть связан с восстановлением количества синапсов в гиппокампе и префронтальной коре.
Чтобы понять, есть ли у этого вещества такие свойства, биологи однократно инъецировали галюциногенную дозу псилоцибина 24 свиньям, а потом через один и семь дней изучили их мозг.
Чтобы посчитать количество синапсов, ученые использовали авторадиографию: обрабатывали мозг свиней радиоактивными лигандами, которые выборочно связывались с синаптическим белком SV2A и заставляли его излучать.
По излучению от SV2A судили о количестве синапсов. Таким же способом посчитали количество серотониновых рецепторов 5-HT2A: показано, что после их активации клетка «прячет» рецепторы с мембраны в цитоплазматические пузырьки, где они могут перевариваться и расщепляться. То есть снижение количества рецепторов может соответствовать их недавней активации.
Количество белка SV2A (и, как следствие, синапсов) в гиппокампе оказалось больше, чем в контрольной группе, и на следующий день, и через неделю после инъекции псилоцибина (p<0,05).
В префронтальной коре значительной оказалась только разница на седьмой день после инъекции (p<0,0001). В обоих отделах количество 5-HT2A рецепторов снизилось, но только на первый день (p<0,05). При этом сильнее уменьшилось количество функционально активных рецепторов.
Эти результаты подтверждают, что псилоцибин участвует в нейропластичности и способствует образованию синапсов после активации серотониновых рецепторов. Теперь биологам предстоит выяснить, какие белки участвуют в этом процессе, чтобы разобраться в антидепрессивных свойствах галлюциногенов.
В 2018 году лечение псилоцибином было признано «прорывной терапией» Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов министерства здравоохранения США.
Теперь в Штатах активное вещество галлюциногенных грибов можно будет легально использовать для дальнейших исследований терапии психических расстройств.
Ранее европейские ученые экспериментально подтвердили обезболивающий эффект небольших доз ЛСД, которые не приводят к сильным психоделическим эффектам.