Исследователи раскрыли новые факты, согласно которым Древняя обсерватория Караундж, оказалась намного старше, чем считалось.
Как говорил один из крупнейших астрономов 20 века академик Виктор Амбарцумян, человек отличается от свиньи, в частности, тем, что иногда смотрит на звезды. И это проявилось еще в глубокой древности, пишет Армен Петросян в статье на Спутник-Армения.
«Еще с прошлого века, после исследований академика Париса Геруни, было известно, что возраст Караунджа (древний комплекс Зорац Карер около города Сисиан) в Армении составляет около 7500 лет.
По последним данным, после выхода в прошлом году статьи археоастронома Айка Малхасяна, оказалось, что возраст Караунджа значительно больше, он старше 30 000 лет. То есть он намного древнее не только Стоунхенджа, но и большинства известных в мире древнейших памятников, относящихся к концу неолита и началу эпохи бронзы.
Исследования Айка Малхасяна показывают изменения наклона Денеба и других звёзд за время прецессии Земли за прошедшие 40 000 лет. Таким образом, удалось установить, что структура, углы схемы размещения и другие части памятника непосредственно совпадают со звездными объектами 32 300 лет назад. Такое соответствие исключено при любых других периодах.
Это обстоятельство уже доказывает, что составители программы комплекса выполнили точные измерения и удивительно точную работу проектирования и создания монумента по древнему принципу: «То, что находится на небесах, подобно тому, что находится на Земле» (Закон соответствия Тота-Гермеса Трисмегиста).
Это означает, что Караундж – не просто ряд мегалитов с отверстиями, через которые можно наблюдать за небом, но и сама конфигурация памятника основана на принципе звездного соответствия, когда структура земного объекта строится на данных измерений расположения небесных тел.
Примерно в то же время, когда Айк Малхасян опубликовал свою сенсационную статью, летом прошлого года, состоялась экспедиция ученых Бюраканской обсерватории им. В.Амбарцумяна и Армянского Национального университета архитектуры и строительства, результаты которой скоро будут обнародованы.
Космическое назначение Караунджа было раскрыто еще в книге Париса Геруни «Армяне и Древнейшая Армения». За последние четверть века в мире начали признавать, что древние жители Армении были одними из первых в мире, кто вел наблюдение за звездным небом.
Мнения о том, что одним из древнейших очагов зарождения астрономических знаний были неолитические поселения Армении и Малой Азии, высказывались давно. Например, древние греки писали о том, что существовавшие в Греции и Египте карты созвездий имели своих предшественниц.
Еще в первой половине 20 века крупнейшие историки астрономии пришли к выводу, что люди, разделившие небо на созвездия, жили между 36° и 42° северной широты. Американский астроном Уильям Тайлер Олкотт сто лет назад прямо указывал: «Люди, придумавшие древние фигуры созвездий, жили, вероятно, в долине Евфрата, а также в области около горы Арарат…»
Впервые об астрономическом предназначении памятника Караундж заговорили в 1980-х годах археолог д.и.н. Оник Хнкикян и известный астрофизик Бюраканской обсерватории Эльма Парсамян.
Целый «пундж» (арм. «букет, пучок») Караундж
Парис Геруни отмечает, что средневековый армянский историк Степанос Орбелян в своём труде «История Сюника» (XIII век) упоминает село Караундж близ современного города Сисиан. Именно там находится мегалитический комплекс, который сегодня признан в мире как древнейшая обсерватория. Название Караундж было довольно распространенным в Древней Армении.
Примерно в 30 километрах к юго-востоку от древнего комплекса, близ города Горис, есть одноименное село Караундж, а в 60 и 90 километрах к северо-востоку, в Арцахе, есть ещё два села имеющих то же название. Причем, как пишет Геруни, поблизости одного из них есть искусственные отверстия, проделанные в скалах, которые пока не исследованы.
Название Караундж (Քարահունջ) состоит из двух армянских слов «кар» (քար), то есть «камень», и «hундж» (հունջ) или «hунч» (հունչ), что значит «звучащий», «говорящий», поэтому название «Караундж» может быть переведено как «звучащие камни» или «говорящие камни». Села Караундж есть также в Веди, Лори и Западной Армении.
Как эти камни использовались в древности?
Напрашивается вопрос: что это все может означать? В конце концов, каждый любитель наблюдать за звездами знает, что это можно делать легко и спокойно, просто лежа на траве и осматривая бездонные дали ночного неба. И не нужно перетаскивать большие камни и расставлять их по звездному соответствию. Зачем же сверлить дыры в камнях, и что может в них после этого звучать?
Самое удивительное, что сверлением дыр дело не закончилось. На мегалитах, а это весьма прочный базальт, высечены углубления для того, чтобы наблюдателю было удобно на них располагаться в течение длительного времени.
Его аргументы не только весьма убедительны в споре со скептиками, считающими, что древние армяне вообще не могли строить обсерваторий, но и позволяют понять, что здесь происходило много тысяч лет назад.
Разумеется, Караундж, как и все подобные мегалитические памятники, не был обсерваторий в современном смысле слова. Чисто теоретически можно предположить, что в круглые отверстия могли вставляться оптические хрустальные линзы, которые уже изготавливались в Древнем Египте и Вавилоне, однако в Армении такие линзы пока не найдены.
Значит, смотрели невооруженным глазом, причем весьма долго. Зачем же наши предки ночи напролет смотрели на звезды? Исходя из логики и здравого смысла, можно сделать лишь один вывод: это было им нужно и имело в их жизни какое-то важное значение. Разумеется, их представления о космосе сильно отличались от наших.
Но чтобы понять смысл их практических наблюдений, необходимо сначала разобраться именно в мотивировках и представлениях древних. Здесь нам предстоит еще многое выяснить и переосмыслить», — отмечается в статье.