В Тегеране болезненно отреагировали на решение о закрытии офиса представителя духовного лидера Ирана в Азербайджане. А в Баку между тем начался массированный поход против эмиссара аятоллы Хаменеи, которого обвиняют чуть ли не в шпионаже в пользу армян.
В конце прошлой недели официальный представитель духовного лидера Ирана Али Акбар Оджаг Неджат покинул Баку еще до того, как власти Азербайджана распорядились о закрытии мечети “Хусейние”, в которой располагался его офис.
Посланник высшего руководителя ИРИ был отозван в Тегеран сразу после обострения конфронтации, вызванной попытками Азербайджана взять под контроль магистраль, связывающую Иран с Арменией.
В пресс-службе иранского посольства журналистам сообщили, что Оджаг Неджат “вынужден был вернуться на родину из-за проблем со здоровьем”. Но всем ясно, что в действительности имеем дело с политическим демаршем. Это примерно то же самое, как отзыв посла для консультаций. На дипломатическом языке это – важный сигнал, свидетельствующий о недовольстве и подготовке к резким шагам.
Формально должность Али Акбара Оджага Неджата называлась “директор Центра культуры Ирана”. Но в реальности именно он был первым лицом, представлявшим в Баку политическое руководство Ирана. Ведь по конституции исламской республики высшим руководителем страны является духовный лидер. Оджаг Неджат всегда пользовался безоговорочной поддержкой верховного аятоллы Али Хаменеи. В самом же Азербайджане он имел грандиозное влияние на умы шиитов, составляющих большинство верующего населения страны.
Вот что о нем говорил не так давно бывший глава Государственного комитета Азербайджана по работе с религиозными структурами Рафиг Алиев: “Оджаг Неджат умеет воздействовать на сознание. Он очень сильный оратор. Немногим удается противостоять его аргументам или выдвигать контраргументы. Поэтому Оджаг Неджат был самым серьезным политическим инструментом Ирана в борьбе за расположение наших людей”.
Али Акбар Оджаг Неджат не стал дожидаться, пока его попросят покинуть Баку. Уже после его отъезда министерство внутренних дел Азербайджана оласило формальный предлог, позволивший “оправдать” закрытие мечети “Хусейние” и офиса Центра культуры Ирана. Было объявлено, что служители мечети и сотрудники центра якобы не в достаточной степени придерживались карантинных ограничений, в результате чего “Хусейние”, мол, стала рассадником коронавируса.
Соответствующее заключение выдала санитарно-эпидемиологическая инспекция после проведения проверки.
Следует заметить, что санитарные нормы во всех других мечетях Азербайджана соблюдаются куда менее последовательно.
Но деятельность ни одной другой мечети приостановлена не была. Совершенно очевидно, что решение министерства внутренних дел было результатом политического заказа.
Одновременно с решением о закрытии офиса представителя духовного лидера Ирана активизировались нападки на самого Али Акбара Оджага Неджата. Обвинения в его адрес звучали и прежде. К примеру, провластный политолог Мубариз Ахмедоглу уличал его в откровенном покровительстве Еревану. С целью выгородить армян Оджаг Неджат, якобы, запрещал отмечать годовщину событий в Ходжалу. Но сейчас ему предъявляют еще более звучные претензии.
Депутат меджлиса Азербайджана, лидер проправительственной партии “Ана Вэтэн” Фазаиль Агамалы на днях заявил, что Оджаг Неджат во время войны якобы “собрал вокруг себя верующих и занимался в социальных сетях пропагандой, которая была направлена против Азербайджана”. Парламентарий призвал спецслужбы провести расследование на предмет “подрывной деятельности”, которую, по его сведениям, координировал офис верховного лидера Ирана. А информагентство “Туран” даже инкриминировало личному представителю аятоллы Хаменеи “передачу Армении разведывательной информации”.
Санкционировав закрытие мечети “Хусейние” и предъявление обвинений в адрес Оджага Неджата, бакинские правители по сути бросили перчатку руководству Ирана и лично главе исламской республики. Реакция Тегерана не заставила себя долго ждать. Несколько влиятельных иранских клерикалов в ходе своих пятничных проповедей затронули тему азербайджанского демарша. Они потребовали немедленного восстановления деятельности мечети “Хусейние”, намекнув на то, что в противном случае последствия могут быть весьма тяжелыми. Сам же великий аятолла Али Хаменеи посредством Twitter обратился с посланием на азербайджанском языке: “Те, кто копает ямы для своих братьев, сами в них скоро упадут”. А еще до того, Хаменеи пообещал своим оппонентам, живущим севернее Аракса, “болезненную пощечину”.
Решение о приостановлении деятельности мечети “Хусейние” имело не только символическое, но практическое значение. Дело в том, что “Хусейние” была главным центром сборищ проирански настроенных шиитов.
Под воздействием проповедовавших там имамов в умах азербайджанцев формировались мировозрения, угодные иранским идеологам. Закрытие “Хусейние” следует рассматривать как попытку ослабить ресурс иранской “мягкой силы”. Ведь именно с этой мечетью принято связывать деятельность подпольного движения Хусейнитов (Хусейнчиляр), которое иначе называют также “Движением исламского сопротивления в Азербайджане”.
Эта прокси структура, являющаяся чем-то вроде азербайджанского варианта “Хезболлы”, судя по всему, была создана Корпусом стражей исламской революции. По некоторым данным, движение “Хусейнитов” было сформировано еще в 2015-м году, после массовых репрессий против проиранских шиитских деятелей в населенном этническими татами поселке Нардаран. Но не случайно активизировались хусейниты именно после обострения конфликта между Баку и Тегераном, вследствие притязаний Азербайджана в отношении Сюникской области Армении. Недавно в сети были опубликованы видеообращения, в которых сторонники Движения исламского сопротивления угрожают Алиеву, призывая его не играть с огнем. В частности, мать одного из идеологов “Хусейнитов” шейха Тохида Эбрахими в своем послании заявляет: “Не обманывай народ, Алиев! Не смей называть Иран врагом азербайджанцев! Мы предупреждаем тебя, Алиев. Помни, что случилось с халифом Муавией…”.
Не исключено, что движение “Хусейнитов” скоро заявит о себе во весь голос. Это станет проявлением предсказанной экспертами активизации в Баку “пятой колонны”. Примечательным в этой связи выглядит прогноз политолога Омара Ахмада, данный им в статье, опубликованной в издании “TheMiddleEastMonitor”.
“Отношения Тегерана с Баку не приведут к войне в буквальном смысле этого слова. Однако появление движения “Хусейнчиляр” является четким признаком того, что Иран имеет возможность действовать против своих врагов нетрадиционными средствами”, – утверждает автор.
Ахмад цитирует доклад израильского Информационного центра разведки и терроризма имени Мейра Амита, в котором говорится, что в Азербайджане подпольные ячейки спецподразделения “Аль-Кудс” были созданы Корпусом стражей исламской революции еще в начале 90-х годов.
И это – не единственная верная Тегерану структура, способная влиять на процессы в Баку. Есть еще лишенная официальной регистрации, но продолжающая нелегальную деятельность Исламская партия Азербайджана. Есть движение “Мусульманское единство”, готовое выйти из подполья. Есть Комитет защиты прав исламистов, не сильно скрывающий свои связи с партнерами в Тегеране. Все эти организации и составляют костяк той самой “мягкой силы”, которая очень скоро может стать новым и эфективным рычагом влияния Тегерана на внутриполитические процессы в Азербайджане.
Артем Ерканян
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube