Байден выступил более резко: Институт Лемкина раскритиковал заявление Пашиняна в День памяти Геноцида армян
Мы озадачены и встревожены аспектами памятного заявления премьер-министра Пашиняна от 24 апреля 2024 года (День памяти Геноцида армян), а также недавним интервью с соратником Пашиняна Овиком Агазаряном, в котором ставится под сомнение правовая основа Армении для преследования Турции, а также ведутся дискуссии о составлении списка жертв Геноцида. Об этом говорится в заявлении Института Лемкина.
В нем также отмечается:
«24 апреля, в День памяти Геноцида армян, премьер-министр Армении опубликовал официальное памятное заявление, в котором он, судя по всему, занимается обвинением жертв с целью поставить под сомнение ответственность Турции и Азербайджана за преступление геноцида.
Очевидное согласие Пашиняна с ключевыми моментами нарративов Турции и Азербайджана, а также его явное признание утверждений этих стран о том, что Армения является препятствием на пути к миру на Южном Кавказе, встретили устойчивую критику в армянской общественности.
Пожалуй, самым поразительным в заявлении Пашиняна о геноциде было отсутствие какого-либо упоминания об агрессорах.
Пашинян заявил, что «…армянский народ, не имевший государственности, утратил свою государственность столетия назад и, по сути, забыл традиции государственности, стали жертвами геополитических интриг и ложных обещаний».
Пашинян далее игнорирует многолетнее и многоуровневое историческое притеснение армян в Османской империи.
Более того, вместо того, чтобы возложить вину за геноцид на лидеров Османской империи во время Первой мировой войны, Пашинян перенаправляет внимание на армян и, в частности, на их якообы неспособность понимать политику того времени. Похоже, он ссылается на действия Российской империи и западных держав в ту эпоху, которые обещали защитить армян, но не выполнили их, что усугубило ситуацию.
Его тезисы также перекликаются с официальной позицией Турции относительно Геноцида армян, которая оправдывает его. Повторяя турецкую версию событий 1915-1923 годов, премьер-министр Армении рискует снять с Турции ответственность за Геноцид армян, преуменьшая все предыдущие усилия по признанию. Кроме того, это может существенно затруднить продолжающуюся работу по международному признанию Геноцида армян и привлечению Турции к ответственности – то, за что боролась всемирная армянская диаспора, а также исследователи и активисты, занимающиеся геноцидом.
Подавляющее большинство армян под властью Османской империи стремилось не к отделению, а к безопасности и справедливости. Слова Пашиняна прямо перекликаются с официальным турецким взглядом на армянский народ как на мятежных «предателей», которые сотрудничали с враждебными европейскими державами, чтобы добиться распада Османской империи. Пашинян, похоже, пытается убедить, что армяне могут избежать будущих геноцидов, только капитулировав перед нынешними экспансионистскими планами Турции.
Вызывает тревогу то, что слова Пашиняна прозвучали вскоре после того, как Овик Агазарян заявил в интервью, что «поскольку Геноцид произошел в Османской империи … Нас как государства тогда не существовало, поэтому мы не можем ничего требовать от Турции … На основании каких международных стандартов?».
Это только помогает Реджепу Тайипу Эрдогану и Ильхаму Алиеву избежать исторической ответственности за Геноцид армян. Более того, этот нарратив потенциально может ослабить международные усилия по признанию Геноцида армян, поставив под сомнение правовую основу достижения справедливости. Крайне важно признать, что отсутствие государственности в то время не умаляет статус армян как жертв геноцида и не отменяет их права добиваться справедливости за преступления, совершенные против их предков.
Слова Пашиняна перекликаются также с высказываниями, которые часто можно услышать в западных политических кругах, которые предполагают, что армянам нечего бояться со стороны Турции и Азербайджана.
Примечательно, что всего лишь днем ранее Эрдоган заявил, имея в виду Армению, что «всегда лучше действовать, исходя из реалий времени, чем действовать на основе вымышленных исторических нарративов, которые не имеют ничего общего с реальностью. Пашинян уже это понял».
Пашинян заканчивает свое заявление еще одними непонятными словами: «Больше никогда. Мы должны говорить это не другим, а самим себе». Трудно истолковать это предложение, кроме как то, что ответственность за предотвращение геноцида со стороны Турции и Азербайджана лежит на самом армянском народе.
Такая формулировка перекладывает бремя предотвращения будущих злодеяний на жертв геноцида, что несправедливо.
Вызывает беспокойство также то, что в заявлении отсутствует какое-либо упоминание о призыве к коллективным и международным действиям по поддержке и пропаганде предотвращения и признания.
Обеспокоенность Армении по поводу заявления Пашиняна от 24 апреля следует понимать в контексте других загадочных заявлений членов партии «Гражданский договор» этой весной, которые сделали земельные уступки Армении Азербайджану еще более тревожными.
16 апреля депутат парламента Армении Андраник Кочарян заявил, что Пашинян планировал составить полный список жертв Геноцида армян, чтобы составить неопровержимые документы о жертвах геноцида и проверить, «где, как и при каких условиях» они были убиты. Он подчеркнул важность этого списка для будущих международных отношений, предположив, что без него «другая сторона» (т.е. Турция) может отрицать геноцид. Позже Кочарян отказался от своих претензий после критики, заявив, что Пашинян на самом деле не ставил перед собой задачу составить такой список и что эта тема не обсуждалась внутри правящей партии.
Армянские исследователи геноцида были встревожены этим заявлением, поскольку Турция требовала такого списка с 1960-х годов, пытаясь отрицать Геноцид армян.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него не определяет конкретное количество жертв, необходимое для того, чтобы деяние было квалифицировано как геноцид. Число жертв не изменит того факта, что Геноцид армян остается геноцидом. Таким образом, сосредоточение исключительно на составлении списка упускает из виду многогранную природу геноцида и его глубокие последствия.
Примечательно, что в этом году президент Джо Байден выступил с более резким заявлением, чем Пашинян.
Пашинян несет ответственность за любые заявления, которые отрицают или преуменьшают Геноцид армян, поскольку они не только ставят под угрозу кропотливые усилия по его признанию, но и создают опасный прецедент для прикрытия таких злодеяний на фоне меняющегося геополитического ландшафта, который угрожает суверенитету Армении.
Хотя премьер-министр находится под огромным давлением со стороны своих соседей, а также иностранных держав, чтобы он смягчил свою позицию, возможно, капитулировал перед требованиями враждебных соседей Армении, мы также знаем, что попытки умиротворить государства, осуществляющие геноцид, почти всегда оказываются безрезультатными. Премьер-министр должен поддерживать целостность исторической правды и признавать серьезность геноцида, чтобы предотвратить его повторение и обеспечить справедливость для жертв, одновременно защищая от будущих злодеяний.
Это становится еще более важным в контексте тревожных территориальных претензий Азербайджана и его продолжающейся политики геноцида против армян на протяжении последних десятилетий. Нежелание противостоять историческим истинам только придает смелости тем, кто стремится стереть или исказить историю в своих собственных целях. Геноцид считается одним из самых мрачных преступлений человечества, и любая попытка оправдать его должна быть отвергнута.
Мы призываем Пашиняна пересмотреть свои заявления и подтвердить приверженность Армении восстановлению справедливости в связи с Геноцидом армян.
Угрозой миру и безопасности на Южном Кавказе является не Армения, а Азербайджан и Турция, которые продолжают пропагандировать геноцидную арменофобию во всем мире».